Нацисты украли его Ренуара. Его внучка, наконец, получила его обратно
В 1970-х годах он перешел из рук в руки в Йоханнесбурге и Лондоне. Совсем недавно он был продан за 180 000 долларов в Нью-Йорке и за 390 000 долларов в Мичигане. Каждый раз правда о картине импрессиониста размером 12 на 15 дюймов оставалась нераскрытой: нацисты украли ее из банковского хранилища в Париже.
Холст, написанный Пьером Огюстом Ренуаром в последний год его жизни, принадлежал Альфреду Вайнбергеру, парижскому коллекционеру и дилеру, который был евреем. Это был один из нескольких Ренуаров, которыми владел г-н Вайнбергер. Внучка и единственная наследница мистера Вайнбергера Сильви Сулитцер никогда его не видела – до 12 сентября, когда картина «Две женщины в саду» стала центральной частью эмоциональной церемонии в Музее еврейского наследия в Нижнем Манхэттене. Г-жа Сулитцер впервые увидела картину в окружении сотрудников правоохранительных органов, которые работали над тем, чтобы картина была передана ей. Среди официальных лиц на мероприятии присутствовал Джеффри С. Берман, прокурор Соединенных Штатов в Манхэттене, который сказал перед церемонией: «прошло три четверти века с тех пор, как произведение было украдено, но для нас очень важно, что мы сделали все что могли и восстановили справедливость».
Как и многие произведения искусства, украденные нацистами, картина имеет запутанную историю. «Она перемещалась по всему миру так же, как и другие предметы, которые искали в поисках реституции», – сказал президент музея Майкл Гликман перед церемонией. «Конечно, в течение последних пяти лет, это была попытка вернуть картину и воссоединить ее с миссис Сулитцер». Но усилия начались задолго до 2013 года, когда г-жа Сулитцер узнала, что картина была выставлена на продажу Christie’s в Нью-Йорке. Должностные лица заявили 12 сентября, что ее дедушка в послевоенные годы неоднократно пытался вернуть картину, подав заявку на «Двух женщин» французским реституционным властям в 1947 году и их немецким коллегам в 1958 году.
Г-н Вайнбергер умер в 1977 году, за месяц до того, как ему исполнилось 90 лет, так и не увидев картину вновь. Он и его жена Мари бежали во Французские Альпы, когда нацисты усилили свое влияние в Париже во время войны. Чиновники аукционного дома, знакомые с историей картины, говорят, что он стал макизаром, деревенским бойцом антинацистского Сопротивления. Но сначала он сохранил 13 ценных полотен в банковском сейфе в Париже, в том числе «Две женщины», четыре других Ренуара и одну картину французского романтического художника Эжена Делакруа, предмет ретроспективы в Метрополитен-музее искусств, которую планируют открыть на следующей неделе.
Нацисты, захватившие сотни тысяч произведений искусства во время Второй мировой войны, конфисковали картины г-на Вайнбергера в декабре 1941 года. Нацистская группа, которая вторглась в хранилище, вела тщательный учет работ, которые она присвоила, даже фотографируя их, заявили власти на церемонии. После войны г-н Вайнбергер вернул шесть своих картин, но Ренуаров среди них не было. Многие похищенные нацистами произведения искусства были отправлены в Германию, но точное местонахождение «Двух женщин в саду» во время войны неизвестно. В конце концов она была отправлена в галерею в Лондоне, а затем появилась в 1975 году на аукционе Sotheby’s в Йоханнесбурге. Спустя два года Sotheby’s снова продала ее на аукционе в Лондоне. Руководители аукционного дома, знакомые с этим делом, заявили, что она была выставлена на продажу Christie’s в декабре 1996 года, но ее никто не купил, и в июне 1997 года. Она снова отправилась на аукцион в Цюрих в 1999 году. Ее следующее появление состоялось на Sotheby’s в Нью-Йорке в 2005 году с предварительной оценкой в размере от 150 000 до 200 000 долларов. Лот был продан за 180 000 долларов. Должностные лица заявили, что покупателем была Park West Gallery, которая управляет галереями на более чем 100 круизных судах и организует аукционы на борту, развлекая клиентов, которые не играют в игровые автоматы или принимают участие в шоу.
«Все, что касалось этой сделки, выглядело нормально», – сказал Пол Шойп, юрист Park West, которая снова выставила картину на продажу в 2009 году с той же оценочной стоимостью. Но она не продавалась до 2012 года, когда Park West продал ее на домашнем аукционе Park West в Саутфилде, штат Мичиган. Цена составила 390 000 долларов США. Покупатель, который не был идентифицирован, передал картину Christie’s в 2013 году, и она была выставлена для продажи. Происхождение, как и в предыдущих продажах Sotheby’s, было прослежено до галереи в Лондоне без упоминания о г-не Вайнбергере или конфискации нацистами.
Г-жа Сулитцер услышала о продаже, и ее адвокат позвонил в Christie’s, который отозвал ее и позвонил в Федеральное бюро расследований, которое начало собственное расследование». Christie’s и Sotheby’s сказали, что делают все возможное, чтобы наблюдать за тем, чтобы произведения искусства, украденные во время Второй мировой войны, не предлагались для продажи. Люсиан Симмонс, заместитель председателя Sotheby’s, который курирует отдел реституции, сказал, что его исследователи проверили картину по Art Loss Register, частной компании, которая отслеживает похищенные произведения; веб-сайту правительства Германии; и послевоенным спискам, составленным союзниками. Он сказал, что они обратили пристальное внимание на список французского правительства, «потому что это тот вид искусства, который мог бы иметь типичный французский коллекционер». «Очевидно, что она не проявилась ни в одной из этих проверок, поэтому она продолжала торговаться и была отправлен на продажу», – сказал он.
Он также отметил, что одна важная база данных для идентификации украденных произведений искусства не попадала в интернет до 2010 года. Моника Дюго, коллега г-на Симмонса в Christie’s, сказала, что Christie’s провел аналогичные проверки, но имя г-на Вайнбергера не появилось ни в одной из записей, которые были доступны в то время. «Без имени Вайнбергера в качестве триггера, – сказала она, – было сложно понять принадлежность картины». Швайп, адвокат Park West, сказал, что она вернула 390 000 долларов клиенту, который купил картину вскоре после того, как были подняты вопросы о происхождении картины.