Бывший нацистский чиновник посмертно удостоен звания Праведника народов мира за спасение сотен евреев
Держась за помост, 95-летний выживший в Холокосте Йозеф Кенигсберг разрыдался. Он является единственным живущим в Германии человеком, способным воочию рассказать о храбрости Хельмута Кляйнике, которому 14 января в израильском посольстве в Берлине было посмертно присвоено звание «Праведник народов мира».
«Это один из самых прекрасных дней в моей жизни», – заявил Кенигсберг, глядя на дочь Кляйнике, Юту Шеффчек, которая сидела недалеко от него. «Спасибо. Спасибо». Израильский мемориальный центр Холокоста Яд Вашем удостаивает звания «Праведника народов мира» тем, кто рисковал своей жизнью ради спасения евреев во время Второй Мировой войны. Посол Израиля в Германии Джереми Иссахаров вместе с Кенигсбергом вручил Шеффчек сертификат, который она приняла от имени своего отца.
Кляйнике, член нацистской партии, лишь в последние годы был публично признан спасителем, возможно, сотен евреев в разгар Холокоста. Он всего лишь 628-й немец, получивший это звание, и один из немногих удостоенных этого звания членов нацистской партии. По причинам, которые не совсем ясны – возможно, из-за скромности или, возможно, чтобы не выделяться тем, что было тогда спорным в глазах общества в послевоенной Германии – Кляйнике молчал о своем героизме до своей смерти в 1979 году в возрасте 72 лет. Он мало говорил своей дочери о своей деятельности во время войны, и не ответил трем выжившим, которые написали ему после окончания войны.
Три года назад действия Кляйнике были освещены в репортаже израильской национальной телекомпании «Kan», были собраны свидетельства людей, спасенных Кляйнике во время войны, и это объединило Шеффчек с некоторыми выжившими в Израиле. Это также заставило Шеффчек дополнительно покопаться в памяти. На церемонии Шеффчек сказала, что изучение истории ее отца, а также посещение Израиля три года назад изменили ее жизнь. «Это подтвердило то, что мой отец очень кратко рассказывал мне – и я никогда не знала, говорил ли он правду», – сказала она.
Согласно свидетельству выживших в интервью «Kan» в 2017 году, Кляйнике, вступивший в нацистскую партию в 1933 году, воспользовался своим положением высокопоставленного чиновника, отвечающего за строительство в Хшануве, Верхняя Силезия, чтобы «претендовать» на евреев в качестве рабочих. Его вмешательство спасло их от транспортировки в Аушвиц, расположенный всего в 20 километрах (12 милях). «Те из нас, кто работал на Кляйнике, были как VIP-персоны», – сказал один из выживших. «У нас была справка, что мы работали на него, и это был наш страховой полис». Кляйнике также приютил многих евреев в своем подвале – особенно тех, кто был ослаблен и подвергался риску депортации в Аушвиц – и предупреждал евреев о предстоящих облавах.
Нацисты обратили внимание на то, что многие евреи пропадали без вести под командованием, — рассказала Шеффчек собравшимся на этом мероприятии, — и в 1943 году его перевели на военную подготовку в качестве наказания. Кляйнике не вел записи о количестве спасенных им евреев, но выжившие оценивают его как минимум в сотни. Обращаясь к аудитории на мероприятии 14 января, Кенигсберг сказал, что Кляйнике лично приехал и забрал его из эшелона в Аушвиц, когда ему было 16 лет. «Я в долгу перед ним», – сказал Кенигсберг. «Моя мама пришла и попросила его спасти меня. Кляйнике вцепился в меня и сказал, что я его лучший работник. Мать и сестра Кенигсберга были вскоре вывезены в Аушвиц. Они погибли.
В то время молодой Кенигсберг передал Кляйнике на хранение свою драгоценную коллекцию марок. По словам Кенигсберга, Кляйнике сказал, что если им обоим удастся пережить войну, он вернет марки. Три года назад Кенигсберг, наконец, получил коллекцию марок обратно. Ее подарила ему Шеффчек. «Я чувствую, что круг замкнулся», – сказала Шеффчек «The Times of Israel» после церемонии. «Это был очень долгий и эмоциональный поиск, чтобы узнать правду о моем отце, и я надеюсь, что люди в Америке, Великобритании и Израиле услышат об этом».
«Когда вы находитесь в Германии, вы никогда не освобождаетесь от исторического аспекта Холокоста, и это очень тяжелое бремя для немцев, а также, очевидно, для еврейского народа», сказал Иссахаров. «И я думаю, что это действительно важно, что эта церемония также признает, что было несколько действительно важных людей, которые сделали правильные вещи. И это, по-моему, главный сигнал, который должна послать эта церемония».