Новости

Национальная галерея искусства возвращает работу Пикассо для урегулирования претензий

1 апреля 2020, 15:00 искусство
Поделиться

Национальная галерея искусства в Вашингтоне объявила, что вернет пастельный рисунок Пабло Пикассо «Голова женщины» наследникам известного немецко-еврейского банкира, которого преследовали нацисты.

Пастель «Синего периода» 1903 года с темноволосой, неулыбчивой женщиной – ее личность неизвестна – является одним из по меньшей мере 16 шедевров, которые продал банкир Пауль фон Мендельсон-Бартольди за месяцы после захвата власти нацистами и до его смерти в 1935 году. Родственник известного композитора Феликса Мендельсона и философа Просвещения Моисея Мендельсона, Мендельсон-Бартольди был исключен Центральной ассоциацией немецких банков и банкиров в 1933 году и из правления Страховой кассы Рейха в 1934 году. Семейный банк был «ариизирован» – передан в нееврейскую собственность – в 1938 году.

«Голова женщины» была продана дилеру Джастину К. Таннхаузеру в 1934 году. Национальная художественная галерея сообщает, что приобрела пастель в качестве пожертвования в 2001 году. Музей заявил, что решил передать право собственности на рисунок по соглашению, «чтобы избежать тяжких судебных разбирательств». Решение, по его словам, «не является признанием заслуженности или обоснованности заявленных претензий». Представитель наследников, в число которых входит берлинский историк и политолог Юлиус Шепс, заявил, что нет никаких сомнений в том, что работа была продана в результате преследований.

Мендельсон-Бартольди был подвергнут бойкоту, экспроприации земель и потере многих своих должностей, заявил Джон Дж.Бирн, вашингтонский адвокат наследников. «К 1934 году его доход упал до 14 % от того, что было в 1932 году», – сказал он. «Его алименты были в два раза больше его дохода. Это ситуация продажи под экономическим давлением». В 2009, как только началось судебное разбирательство в федеральном суде Манхеттена, два нью-йоркских музея – Музей Соломона Р. Гуггенхайма и Музей современного искусства – достигли соглашения с наследниками по двум другим работам Пикассо, которые Мендельсон-Бартольди продал Таннхаузеру при сходных обстоятельствах.

Ранее музеи пытались оспорить претензии, которые, по их словам, «не имели под собой никаких оснований», запросив декларацию, подтверждающую их право собственности, в окружном суде Южного округа Нью-Йорка. Окончательные условия урегулирования по двум работам, «Мулен де ла Галетт» и «Мальчик, ведущий лошадь», не были раскрыты, но оба произведения остались в музейных коллекциях.

Еще одна картина Пикассо, когда-то принадлежавшая Мендельсону-Бартольди, была приобретена Фондом Эндрю Ллойда Уэббера в 1995 году. После достижения соглашения с наследниками фонд продал эту работу – «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» («Пьющий абсент» 1903 года)» за 51,8 млн долларов (включая комиссию) на аукционе «Кристи’с» в Лондоне в 2010 году.

nytimes.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции