Новости

Найденная в Израиле древняя ткань, окрашенная упомянутой в Библии пурпурной краской, датируется эпохой царя Давида

29 января 2021, 15:30 Археология
Поделиться

Израильские исследователи обнаружили три обрывка ткани возле южной оконечности Израиля, окрашенные упомянутым в Библии пурпурным красителем «аргаман», и датировали их примерно 1000 г. до н. э. – эпохой царя Давида, сообщает «The Times of Israel».

Яркие ткани, самые ранние из подобных находок в этом регионе, придают ощутимый вес библейскому описанию царства Эдом того периода. Окрашенные самым драгоценным красителем древнего мира, обрывки были обнаружены в долине Тимны недалеко от Эйлата и предлагают новое понимание древнего элитного класса. Крошечные, ярко окрашенные кусочки ткани железного века – самые ранние свидетельства существования этой драгоценной краски во всем Южном Леванте. Они проливают новый свет на раннее царство Идумея и израильские царства 3000 лет назад – период, когда в Библии подробно описывается завоевание Эдома царем Давидом.

Яркий, сохраняющийся тысячелетиями цвет, также называемый «истинным» или «тирским пурпуром», вырабатывается красильными железами трех видов живых морских улиток-мурексов на берегу Средиземного моря. Чтобы добраться до знаменитых медных рудников царя Шломо в Тимне на берегу Красного моря, ткань должна была проехать сотни километров, что только повысило ее ценность.

«Это очень ранний период для использования «истинного пурпура», и это очень странное место», – заявил «The Times of Israel» 28 января профессор Тель-Авивского университета Эрез Бен-Йосеф. Это открытие, по словам Бен-Йосефа, предлагает «дополнительное свидетельство нашего нового понимания кочевых народов в тот период времени, когда возникли местные царства библейской эпохи». Бен-Йосеф ведет раскопки в Тимне с 2013 года.

Настоящий пурпурный «аргамановый» краситель и связанный с ним лазурный вариант «техелет» (созданный путем вариативной обработки краски улиток) десятки раз упоминаются в еврейской Библии, а также в Цилиндре Сеннахериба около 690 г. до н.э. Ткань и сами улитки-мурексы были подробно изучены в новом междисциплинарном совместном исследовании, опубликованном на этой неделе престижным научным журналом «PLOS One». Исследование привело ученых с полевых раскопок в Тимне в лаборатории израильского университета и на рыбные рынки Милана и Палермо. До сих пор самые ранние ткани, окрашенные королевским пурпуром, датировались римским периодом, когда они очень ценились.

Статья «Ранние свидетельства наличия окрашенных в цвет царского пурпура тканей из долины Тимны (Израиль)» была написана в соавторстве с доктором Наамом Сукеник из Израильского управления древностей (IAA) и Бен-Йосефом в сотрудничестве с профессором Зохаром Амаром, доктором Давидом Илузом и доктором Александром Варвакм из Университета Бар-Илан, а также доктором Орит Шамир из IAA. Бен-Йосеф объяснил, что Тимна, в первую очередь, известна своей медью, которую добывали начиная с 5-го тысячелетия до н. э., вплоть до раннего исламского периода около 1400 лет назад. По его словам, еще в начале существования государства Израиль, там был небольшой завод по производству меди. Сухие климатические условия в Тимне, в глубине пустыни Арава, позволяют необычайно хорошо сохранить органические материалы, аналогичные находкам тканей и кожи более поздней римской эпохи, обнаруженным в пещерах Иудейских гор и в Масаде.

По словам Бен-Йосефа, в Тимне примечательно то, что ее «значительная история» связана с ранним железным веком. «Мы говорим об 11 – 9 веках до н. э., и это очень обсуждаемый период в истории страны», период, который связывают с возникновением, упоминаемых в Библии, Иудейского и Израильского царств. По словам Бен-Йосефа, наряду с остатками тканей и другими признаками относительно роскошных условий жизни, картина, возникающая после продолжающихся раскопок, меняет представление об эдомитах. «Мы видим здесь раннее царство Эдом, а не просто племенной лагерь». Что касается засушливой пустыни Тимны, «мы находим вещи, которые обычно не находят при регулярных раскопках, такие как ткани, веревки, кожу, вещи, которые не сохраняются», – заявил Бен-Йосеф. «Таким образом, благодаря этим удивительным и уникальным органическим материалам у нас есть возможность заглянуть в жизнь людей этого региона в тот самый ранний период. У нас есть десятки и десятки фрагментов тканей и веревок, канатов, корзин, вещей, которые обычно невозможно найти».

Сукеник, куратор IAA по органическим находкам, рассказала «The Times of Israel», что каждый год совместная исследовательская группа совершает поездку в Тимну, чтобы увидеть и полюбоваться чрезвычайно редкими древними находками. Новые находки были обнаружены на Холме рабов, возможно, в крупнейшем медеплавильном центре в долине, который раскапывают последние шесть лет. Во время раскопок археологи обнаружили крошечные кусочки тканей разных типов. Некоторые из них были частью грубых покрытий палаток, некоторые — мешковиной, а некоторые из них были ярко окрашены. Сукеник сказала, что команда отметила ярко-пурпурный цвет трех из многих обрывков ткани, раскопанных в том году. «Мы видели несколько вещей, оттенок которых был действительно особенным. Мы действительно хотели, чтобы это был аргаман (истинный пурпур), самый дорогой краситель в древней текстильной промышленности», – заявила Сукеник.

От поля к лаборатории

Кусочки ткани были доставлены в лабораторию Университета Бар-Илан, где с помощью анализа жидкостной хроматографии высокого давления (HPLC), который используется для идентификации органических красителей, было подтверждено, что на обрывках ткани были обнаружены молекулы 6-моноброминдиготина и 6,6-диброминдиготина – уникальные для морских улиток-мурексов, которые производят настоящий пурпурный краситель. «Идентификация органических красителей в археологическом текстиле является сложной задачей из-за низкой концентрации молекул в волокнах и ограниченного количества материала, доступного для деструктивного анализа». «Достижение этого результата было «сизифовой задачей», – сказала Сукеник, и потребовало очень напряженной работы. Когда Сукеник узнала, что это действительно древний «истинный пурпур», то ее это очень порадовало. Она заявила, что недавно на стоянке Тель-Шикмона на севере Израиля, относящейся к 10-7 векам до н. э. была обнаружена груда древних раковин мурекса (Murex trunculus). Будучи органическим материалом, один из кусочков ткани из Тимны был также отправлен на радиоуглеродное исследование в лабораторию в Оксфорде, где была рассчитана дата его изготовления — около 1000 г. до н.э.

Она подчеркнула, что археологам уже было известно о существовании в период раннего железного века промышленного производства по изготовлению красителей для текстиля, но до сих пор не было обнаружено окрашенных тканей. Согласно статье, первые археологические свидетельства использования красителя датируются 19 веком до н. э. в виде раковин мурекса. «Я так рада, что Эрез Бен-Йосеф дал нам возможность заглянуть в шкаф с одеждой времен Давида и Шломо и увидеть гардероб элиты, которая жила в те времена на медных рудниках», – заявила она. «Я полагаю, что, если бы мы заглянули в комнату Давида и Шломо, мы бы увидели похожую одежду», – заметила Сукеник.

Исследование королевского пурпура – один из этапов этого амбициозного исследовательского проекта. В другой его части, не отмеченной в «PLOS One», профессор университета Бар-Илан Зохар Амар посетил рыбные рынки Италии, чтобы провести эксперименты с тремя видами улиток. В Израиле эти три вида улиток находятся под угрозой исчезновения, и по словам Амара, ему не удалось получить достаточно образцов для проведения своих экспериментов. Поэтому он отправился в Милан, где находится самый большой рыбный рынок в Европе. Там улиток употребляют в пищу и два вида – колючий мурекс (Murex brandaris) и обрубленный мурекс (Murex trunculus) – были доступны на рынке. Амар арендовал лабораторию и нанял местный персонал для проведения сотен экспериментов на тысячах улиток. По его словам, красящая железа каждой улитки содержит лишь мизерное количество красителя – около одного грамма. Поэтому он заказал большую партию, которая доставлялась в специальных холодильниках, в которых улитки сохранялись свежими и живыми.

Даже в древних текстах, таких как сочинения римского писателя Плиния Старшего и еврейском Талмуде подчеркивалось, что железы улитки должны быть получены в свежем виде, что дает лучший краситель. Амар заявил, что, использовав в некоторых экспериментах высушенные железы, которые были отправлены в Израиль, теперь он может поручиться за ценность именно свежих образцов. Железы традиционно сушили на солнце, но Амар импортировал из Израиля печь, чтобы ускорить процесс. «Это была очень тяжелая и очень вонючая работа», – рассказал он. Итальянские рыбаки, доставившие улиток, «думали, что я немного сумасшедший. То, что они ели, я выбрасывал, а то, что они выбрасывали, я использовал», – смеется он. Две тысячи лет назад раввины обсуждали, как нечистые существа, такие как морские улитки, запрещенные в качестве пищи еврейским религиозным законом, могли быть источником красителя, используемого в таких священных местах, как Скиния и Храм.

В то время как два вида были доступны, отсутствие третьего вида привело к тому, что Амар прибег к помощи своей итальянской тещи. С ее помощью в Палермо, Сицилия, был найден третий вид, красногубая каменная раковина (Murex haemastoma). Он отправился на самый большой остров Средиземного моря, но был разочарован, когда из-за ненастной погоды рыбак вернулся без улова. Только после следующей поездки он смог успешно получить красящие железы третьей улитки. Хотя Амар изучал приготовление настоящего пурпурного и связанного с ним лазурного красителя, «в ходе практической работы я многое узнал об исторических источниках. Это было похоже на туннель времени», – заявил он.

Он провел свои первые эксперименты без перчаток, только чтобы обнаружить, что краска, которая тысячелетиями держится на археологических артефактах, быстро окрашивает его руки в синий цвет на несколько недель. Он заявил, что это пролило свет на отрывок из «Гемары», который всегда озадачивал его: «Гемара» повествует, что, когда священники идут перед собранием, чтобы дать традиционное коэнское благословение, у них не должны быть окрашены руки. В противном случае им разрешено давать благословение только, если у всего собрание также окрашены руки. Пару недель ходя с синими руками он понял, насколько это отвлекает людей. «Когда я возвращался домой в самолете, мне пришлось прятать руки», – смеется Амар.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции