Новости

На премьере фильма о заговоре переживших Холокост против немцев обсудили «еврейскую месть»

3 апреля 2022, 19:00 Кино
Поделиться

Израильский актер Михаэль Алони и создатели фильма «План А», где он снимался, посвященного эпохе Второй мировой войны, обсудили моральную справедливость, месть и антисемитизм во время премьеры фильма в США в Нью-Йорке вечером 31 марта, пишет журналистка «The Algemeiner» Ширин Гермезиян.

«План А» основан на реальной истории молодых людей, переживших Холокост, которые в 1945 году сформировали организацию под названием «Накам», что на иврите означает месть. Они замышляли отомстить за убийство нацистами 6 миллионов евреев, убив 6 миллионов немцев в рамках схемы, называемой «Планом А», предлагавшей отравить питьевую воду в стране. Алони играет Майкла, члена израильской «Хаганы» — главной сионистской военизированной организации евреев в подмандатной Палестине — который пытается остановить членов «Накам», прежде чем они осуществят свой план.

Сценарий фильма был написан братьями – израильтянами Йоавом и Дороном Пазами, которые также выступили режиссерами фильма. В ходе панельной дискуссии после показа фильма вечером 31 марта в Центре синагоги «Эмануэль-Стрейкер» Алони рассказал, что его персонаж был способом почтить память своего деда, который был партизаном в Польше. «Моя личная семейная история восходит примерно к тому же моменту», — объяснил он. «Моя мама, когда смотрела этот фильм, была очень взволнована и расплакалась, потому что для нее это своего рода способ прославить память моего дедушки. Он был партизаном в Польше, который остался там после войны, а также был профессором международного права. Он был представителем на Нюрнбергском процессе, где допрашивал офицеров СС, опознавал каждого из них и присутствовал на всех процессах».

Дорон заявил, что он и Йоав задумали идею фильма после того, как узнали о деде их друга, который, пережив Холокост, нашел соседа, который сообщил нацистам о нем и его семье, а затем убил его. «Мы с Йоавом подумали об этой истории: «Вау, это удивительная история личной мести», — заметил Дорон. «Как только мы начали углубляться в исследование и читать о мести жертв Холокоста, мы столкнулись с историей о «Плане А». И это поразило нас, потому что это была не личная история мести, это была история национальной мести. И тут же мы с Йоавом решили, что это будет наш следующий фильм».

Глава «Накама» Абба Ковнер, впоследствии ставший поэтом – лауреатом, отправился в подмандатную Палестину, чтобы добыть яд для плана группы. Ему удалось получить яд от братьев Аарона и Эфрама Кациров, последний из которых позже стал четвертым президентом Израиля, рассказала главный историк Яд Вашем Дина Порат, которая также участвовала в панельной дискуссии 31 марта. Порат, которая ранее опубликовала книгу, посвященную Ковнеру, а позже в этом году выпустит еще одну книгу о «Накаме», заявила, что группа состояла из 50 мужчин и женщин, и что она знала 35 из них и взяла у них интервью. Братья Паз также взяли интервью для «Плана А» у некоторых еврейских мстителей, обсуждая их моральный выбор, стремление к справедливости и жажду мести.

«Что нас интересовало, так это психологический аспект, — заявил Дорон. «Честно говоря, я не знаю, что бы я выбрал 70 лет назад, если бы был вспыльчивым молодым человеком лет 20-ти с чем-то, потерявшим всех родных. Но я думаю, как рассказчик, что именно это заинтриговало нас в этой истории. Просто, чтобы задать этот вопрос». Йоав рассказал, что создатели фильма очень осторожно подошли к «деликатной теме» мести на экране, и что они хотели, чтобы зрители поняли, почему «Накам» сделал то, что сделал. «Некоторые люди думают, что этот фильм никогда не должен был быть снят, а другие считают, что это важный фильм, который должен распространиться по всему миру. Это дискуссия, и мы хотели поднять эту дискуссию».

Вместо этого Алони говорил с аудиторией о том, что воля к выживанию сильнее воли к мести. «Эта история еврейской мести — нерассказанная история, о которой многие люди не знают», — сказал он. «Мы знаем истории людей, которые пытались спасти свою жизнь, сопротивлялись нацистам и боролись против них. И узников, которые боролись за то, чтобы выжить в лагерях. Количество жизненной силы, которое вам нужно вложить в себя, чтобы выжить в этих лагерях смерти, огромно. Это желание остаться в живых сильнее, чем сила мести».

«План А» снимался на Украине, и Йоав похвалил потрясающую украинскую команду, которая помогала в создании фильма. «Когда мы снимали и искали места (на Украине), было очень сложно найти места, которые выглядели бы как на войне, и теперь, к сожалению, это повторяется», — заметил Йоав. «Конечно, в Израиле это зона постоянного конфликта, который никогда не заканчивается, и все эти конфликты продолжают поднимать моральные вопросы о мести: что значит мстить? Что хорошего вы получите, если пойдете по этому пути? И так далее. Так что эта тема по-прежнему актуальна».

Алони добавил: «Ненависть и вражда всегда будут в этом мире, и антисемитизм все еще существует, и нам нужно по-прежнему бороться с ним. И мы должны выступать за равенство и мир. И отодвинуть от себя эти тени. Это все еще наша миссия». «План А» уже был показан в Германии, где, по словам Дорона, вызвал «очень серьезную и эмоциональную» реакцию зрителей.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции