Новости

Молочные бидоны помогут сохранить память

27 января 2019, 11:00 История, Холокост
Поделиться

Центральная идея фильма «Кто напишет нашу историю», замечательного нового документального фильма о спрятанном под землей организацией «Ойнег Шабес» архиве Варшавского гетто — сильная ирония.

Архив состоял из трех бидонов из-под молока (два из которых на сегодняшний день найдены), содержащих десятки тысяч страниц, написанных и собранных членами «Ойнег Шабес» с риском быть убитыми, которые зафиксировали жизнь под нацистской оккупацией. В конце войны Рохл Ойербах была одной из трех выживших членов «Ойнег Шабес». Ее задачей было вернуть архив из-под руин Варшавы.

В конце фильма мы слышим произносимые диктором за кадром слова Ойербах: «Воспоминания тех, кто выжил, часто так же болезненны и разбиты, как и их жизни. Именно поэтому самым правдоподобным свидетелем будут записанные слова тех лет, которые сейчас находится в руинах под Варшавским гетто». И все же, на первый план вышли не архивные документы, а послевоенные свидетельства, которые превратились в один из важнейших материалов в сфере образовательных программ о Холокоста и работе с памятью о нем.

Документы «Ойнег Шабес» из двух найденных молочных бидонов в течение десятилетий проходили медленный процесс сохранения, каталогизации и перевода в Варшавском еврейском историческом институте. С другой стороны, послевоенные показания от первого лица были сиюминутными, драматичными, легкодоступными в Соединенных Штатах и ​​Израиле, и требовали только аудитории, готовой слушать.

Действительно, именно Ойербах установила важность свидетельских показаний от первого лица во время своей работе в Яд Вашем и, особенно, во время суда над Адольфом Эйхманом в 1961 году в Израиле. Сегодня, когда даже самое молодое поколение переживших Холокост достигает преклонных лет, растет беспокойство по поводу исчезновения свидетельских показаний из первых уст, и мы видим все большую обеспокоенность общественности в связи с надвигающейся демографической реальностью: «Самым молодым выжившим уже исполнилось 70 лет, причем большинству из них свыше 80 и 90 лет. В будущем, и уже не столь отдаленном, не останется никого, чтобы свидетельствовать из первых уст о систематических усилиях нацистской Германии по уничтожению евреев на территории, которую она контролировала».

Некоторые обратились к технологиям, чтобы бороться с неизбежно тикающими часами. Музей и образовательный центр Холокоста в Иллинойсе недавно представил проект устной истории «Новые аспекты свидетельства», в котором представлены голограммы 15 человек, переживших Холокост. Каждый из 15 участников прошел через тщательный процесс съемок и свидетельствования, что позволяет посетителям музеев и студентам «взаимодействовать» с голограммами выжившими. Оставшиеся в живых обеспокоены тем, что они будут забыты, а их отдельные истории смешаны вместе.

Лидеры и преподаватели обеспокоены тем, что с уходом поколения выживших будет потеряно мощное оружие против забвения и отрицания Холокоста. Но если невежество в отношении Холокоста в целом возрастает вместе с более смелыми попытками нормализовать отрицание Холокоста, мы не можем возложить бремя просветительства по этому вопросу на плечи выживших. Общее невежество в отношении Холокоста – проблема образования и тонкости исторического сознания в Соединенных Штатах. А рост неофашизма — это проблема, которая требует политического анализа и решения.

Нет сомнений в том, что свидетельства выживших от первого лица по-прежнему будет занимать важное место в современных образовательных программах о Холокосте для евреев и неевреев. Но выпуск фильма «Кто напишет нашу историю» может существенно изменить наши представления о просветительских программах о Холокоста. На самом деле, я бы даже сказала, что это самый важный фильм о Холокосте за последние десятилетия. «Кто напишет нашу историю» — это первый документальный фильм о Холокосте, в котором рассказы о жертвах сочетаются с письменными и визуальными материалами, которые они создали для документирования своей жизни. Он представляет многогранную картину духовного и культурного сопротивления в гетто. Он также сочувственно изображает повседневные дилеммы, присущие выживанию. Самое главное, что он представляет события Второй мировой войны как продолжение еврейской истории, а не как разрыв. Говоря о продолжении еврейской истории, я, конечно, не хочу сказать, что Холокост — это лишь очередная катастрофа, которая постигла европейское еврейство. Скорее, «Кто напишет нашу историю», это первый документальный фильм, который представит историю Холокоста с точки зрения еврейских историков, которые были его свидетелями «изнутри».

Эмануэль Рингельблюм был историком задолго до того, как вокруг него были воздвигли стены Варшавского гетто, и он продолжал свою историческую работу до своей смерти в 1944 году. Эта преемственность необходима для фильма, в котором жизненная сила довоенной еврейской обыденной жизни столь же важна для истории, как страдания, перенесенные во время нее. Как историк, Рингельблюм понимал, что победа нацистов приведет к появлению истории евреев, написанной их собственными убийцами. Обстоятельства сложились так, что он смог привести в действие дерзкий план, который гарантировал бы, что евреи напишут свою собственную историю, даже после своей смерти.

В начале войны Рингельблюм был относительно привилегированным жителем гетто. Когда было создано Варшавское гетто, он уже жил в районе, предназначенном для гетто, и не должен был переезжать. Гетто должно было вместить не только все еврейское население Варшавы, но и евреев из близлежащих районов, что создавало опасную перенаселенность и бездомность, а также доставляло страдания и провоцировало болезни, которые с этим связаны. В первый год существования гетто 80 000 евреев умерли от тифа и голода. У Рингельблюма был дом, у него были связи и опыт в качестве организатора с тех пор, как он работал в Объединенном распределительном комитете (Джойнте), и у него была подготовка в качестве нового вида историка, вдохновленного деятельностью YIVO (Еврейского исторического института) по массовому сбору документов, и сосредоточенного на жизни обычные люди и материальной культуре, которую они произвели.

Фильм «Кто напишет нашу историю» основан на выдающейся одноименной книге 2007 года историка Сэма Кассова. За последние пару лет Еврейский исторический институт в Варшаве добился значительных успехов в обеспечении широкой доступности архивных материалов Рингельблюма. Почти 36 томов теперь доступны на польском языке, и два тома вышли на английском языке, и это еще не конец.

tabletmag.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции