Молдавские евреи несут бремя антисемитизма после бегства коррумпированного депутата
При наличии достаточного количества водки некоторые нееврейские знакомые Шимона Каца обычно упоминают имя, которое усложнило его отношения с ними. Это имя Илана Шора, бизнесмена – еврея, ставшего депутатом, который, как считается, бежал в Израиль, чтобы избежать осуждения по обвинению в коррупции. Для большинства из примерно 3000 евреев Молдовы, включая Каца, еврейство Шора не имеет никакого отношения к его щедрости, с одной стороны, и предполагаемой коррупции — с другой.
«Шор даже не еврей, ни в каком смысле, кроме генетического», – сказал Кац, владелец металлического завода, который никогда не встречал Шора. «Насколько мне известно, Шор отремонтировал несколько церквей, но ни одной синагоги. Я не считаю этого человека частью еврейской общины». Но попробуйте рассказать об этом своим коллегам. Они говорят мне: «Твой друг Илан Шор вор, он украл 10 процентов богатства нашей страны», – сказал Кац, который является видным членом «Альте Шул», самой старой и самой большой действующей синагоги в городе, известном в еврейской истории как Кишинев. История Шора отражает распространенность коррупции в беднейшей стране Европы, но для евреев она «открыла завесу» антисемитизма на территории, где произошел один из самых кровавых актов насилия в отношении евреев в 20-м веке.
В 2015 году, уже находясь под домашним арестом за свою предполагаемую причастность к крупнейшему банковскому мошенничеству в истории Молдовы, Шор был избран мэром Оргеева, одного из 10 крупнейших городов Молдовы, страны с населением около 3 миллионов человек, зажатой между Украиной и Румынией. С тех пор он был освобожден от своих обязанностей мэра. В прошлом году Шор, 32-летний уроженец Израиля, получил место в парламенте Молдовы, несмотря на то, что его приговорили к тюремному заключению на 7 с половиной лет. Многие считают, что он пошел в политику, чтобы избежать ответственности за присвоение 1 миллиарда долларов.
Запустив кампанию, в рамках которой он обещал «инвестировать в Оргеев» и «построить Европу», он выиграл выборы в первом туре с 62% голосов. В феврале его партия «Шор» получила 8 % голосов, и семь мест в парламенте. В январском опросе 1224 молдавских избирателей Шор занял третье место среди самых авторитетных политиков с рейтингом в 18% – выше, чем у предыдущего премьер-министра Павла Филиппа. Почему его избиратели держатся за осужденного мошенника?
«Он вложил миллионы в улучшение их жизни так, как не делал ни один другой политик», – говорит Дов Бен-Ари, израильский бизнесмен, работающий в Молдове. «Это принесло ему популярность». В Оргееве Шор произвел капитальный ремонт системы общественного транспорта, заменив ее ветхие драндулеты советской эпохи парком новых, надежных и кондиционированных автобусов. Некоторые утверждают, что используя присвоенные деньги, он даже запустил новый автобус – экспресс до Кишинева, который находится примерно в 20 милях к югу от Оргеева. Это резко сократило время поездок на работу, и это было бесплатно — функция, которая очень ценится в стране, где средняя ежемесячная зарплата составляет менее 340 долларов. Он также предоставил тысячи рабочих мест и пособия по беременности и родам.
В Молдове, и особенно за пределами Кишинева, крайняя бедность является ощутимой реальностью, начиная с заметного отсутствия молодежи – считается, что страна ежедневно теряет около 100 молодых людей в результате эмиграции. Те, кто остался, изо всех сил пытаются выжить, продавая что-нибудь от грецких орехов до котят на тротуарах вокруг автобусных и железнодорожных вокзалов. В отличие от других посткоммунистических стран, таких как Украина и Румыния, где нищета частично смягчается динамичной высокотехнологичной и медицинской промышленностью, в небольшой Молдове обе эти отрасли отсутствуют.
Шор, женатый на российской поп – певице Жасмин, не стеснялся демонстрировать свое богатство. Он летал по всей Европе на частных самолетах и часто посещал самые престижные клубы и отели Французской Ривьеры. Он также купил футбольный клуб «Милсами», раздавая бесплатные билеты на матчи и повышая профессиональный уровень команды, а также открыл парк развлечений мирового класса для детей — с бесплатным входом. Однако способность Шора избежать тюремной камеры разозлила критиков. Они утверждают, что он сделал это, подкупив судебных чиновников. Это вполне вероятная ситуация в стране, где «подкуп полицейского стоит 20 долларов», говорит Бен-Ари. Но в Молдове Шор «не был исключением с точки зрения коррупции. Он необычен тем, что делился плодами коррупции с простыми людьми».
В этом году, во время обжалования приговора по делу о коррупции, Шор ускользнул от местной полиции. Считается, что он живет в Израиле, который не имеет договора об экстрадиции с Молдовой. Попытки JTA связаться с ним через его футбольную команду и в социальных сетях, чтобы узнать его точку зрения, оказались безуспешными.
Возвращаясь к Молдове нужно отметить, что местные евреи вынуждены разбираться с некоторыми последствиями действий Шора в месте, которое многие считают символом жестокого антисемитизма. В 1903 году и снова в 1905 году десятки евреев были убиты в результате погромов в Кишиневе, вызванных сначала обвинениями в убийстве двух христианских детей, а затем политическими беспорядками в России. Сегодня погромы рассматриваются как предшественники Холокоста и катализаторы политического сионизма. Больше всего местных евреев беспокоит то, как Шор, казалось, подчеркивал уязвимость русскоязычных евреев в двунациональной стране, изобилующей напряженными отношениями между этническими русскими и этническими румынами. В 1990 году эта напряженность привела к гражданской войне, которая закончилась отделением от Молдовы восточной провинции, известной на международном уровне как Приднестровье, где этнические русские составляют большинство.
В прошлом году бывший министр Октавиан Цыку втянул местную еврейскую общину в эти разногласия, когда он обрушился на Шора в «Фейсбуке». Он назвал Шора «вором», который «пьет вино и ест хлеб страны, которая щедро приняла его и многих других, но он проклинает нас по-русски и считает нас стадом овец». Еврейская община Молдовы выразила протест, назвав пост Цыку «использованием языка ненависти как инструмента политической борьбы». Некоторые восприняли этот протест обычно малоактивной общины как защиту Шора и это заставило других связать еврейскую идентичность Шора с его действиями. Поведение Шора «вписывается в антисемитские стереотипы ненависти о евреях – ворах», отмечает Евгений Брик, директор Института иудаики Молдовы.
Статьи о Шоре в Интернете «неизменно сопровождаются каскадом антисемитской риторики в комментариях». «Я уже много лет не видел такого отвратительного языка», – говорит Брик. Но, как и Кац, Брик видит мало доказательств связи Шора с еврейством. «Шор, который был очень щедр с христианскими проектами, отказывался финансировать любые еврейские инициативы, предлагаемые ему» крошечной еврейской общиной его страны, говорит он. Брик подчеркивает, что он пытался получить от Шора финансирование для публикации книги об истории Молдовы в эпоху Холокоста, но «даже не получил ответа». Брик также отметил, что среди местных евреев ходит шутка о том, что «единственный раз, когда Илан Шор вспомнил о том, что он еврей, был тогда, когда он бежал в Израиль, чтобы избежать тюрьмы».