Могила раба на голландском еврейском кладбище стала местом паломничества африканцев.
Каждый год в июне десятки людей прибывают на еврейское кладбище недалеко от Амстердама, чтобы почтить память предков. Почти все прибывающие — чернокожие, евреев среди них нет. На кладбище они играют на барабанах, танцуют, читают христианские молитвы и совершают обряды винти, афро‑суринамской религии, сочетающей языческие и католические традиции. Эти люди приезжают на кладбище из‑за открытия здесь в 2012 году самой ранней известной могилы раба в Голландии.
Этот раб, Элиэзер, умер в 1629 году. Ранее он был привезен из Португалии хозяевами‑рабовладельцами, евреями, которые похоронены рядом с ним. Новое паломничество названо в память о нем «Днем Элиэзера».
В 2013 году возле кладбища организацией «Опо Кондреман», сохраняющей наследие выходцев из бывшей голландской колонии Суринам в Южной Америке, был установлен памятник Элиэзеру. Чернокожие и евреи расходились во мнениях относительно того, представляет ли его могила ужасы рабства или открывает возможности для понимания толерантности. Для Серджио Беренштейна, активиста «Опо Кондреман», могила эта — замена могил его предков, место захоронения которых неизвестно. А для Лидии Хагурт — историка, обнаружившей надгробие, — история жизни Элиэзера отражает его интеграцию во владевшую им семью португальских евреев.
Элиэзер прибыл в Нидерланды в 1610 году как раб семьи Пауло де Пина. Он похоронен рядом со своим владельцем и рядом с Якобом‑Исраэлем Бельмонте, самым богатым членом общины. Это значит, что Элиэзер был обращен в иудаизм, иначе его не похоронили бы на еврейском кладбище. Более того, семья де Пина, вероятно, доплатила, чтобы он был похоронен рядом с ними на престижном участке. «А семья Бельмонте не возражала против похорон Элиезера рядом с ними», — подчеркивает Хагурт.
Официально рабства в Нидерландах не существовало, поэтому правовой статус Элиэзера неясен: власти не причисляли его к де Пина, как смогла определить Хагурт. «Он присутствовал на похоронах жены своего господина, Сары де Пина, и внес на это мероприятие шесть стюверов (голландская монета XVII века)», — говорит она. Этот поступок демонстрирует, что Элиэзер находился в равном или почти равном положении с семьей, владевшей им в Португалии.
По словам Геке Бик, смотрительницы кладбища «Бейт Хаим», в последние годы смотрители обнаружили лишь несколько надгробий. В 2012 году, вооружившись кладбищенской записью и зондом, Хагурт и покойный ныне раввин Ханс Родригес Перейра нашли черную каменную плиту, надпись на которой была стерта временем. Но, когда раввин принес ведро с водой и вылил его на камень, обнаружился текст: «Могила доброго слуги Элиэзера». Это открытие смутило историков: они заявили, что рабства в Нидерландах не было. Дискомфорт возник и у голландских евреев, потому что им напомнили о причастности некоторых из их предков к работорговле.
В последнее время ряд институций открыто обсуждают проблему соучастия голландских евреев в рабовладении и работорговле, в том числе в так называемой «еврейской саванне», или Голландской Гвиане, где 40 плантаций принадлежали евреям, работали не менее 5 тыс. рабов, а еврейская община из нескольких сотен человек была уничтожена во время восстания рабов в 1832 году. Почти все евреи иммигрировали оттуда в Голландию, забрав с собой накопленное богатство. По словам Сеймура Дрешера из Питтсбургского университета, на Кюрасао, острове в Карибском море, голландские евреи продали около 15 тыс. рабов. Марк Ли Рафаэль из Колледжа Уильяма и Марии говорит, что невольничьи аукционы намеренно не проводились в еврейские праздники. Эти факты были представлены на выставке 2015 года в Еврейском культурном квартале Амстердама.
Обнаружение могилы Элиэзера попало в заголовки газет и дошло до Переса Джонга Лоя, брата Беренштейна, который решил отправиться в паломничество. «Могила Элиэзера является символом того, что он оказался здесь не по своей воле», — заявил в 2016 году Джонг Лой, основатель «Опо Кондреман».
Паломничество потребовало «уступок» с обеих сторон. «На кладбище нельзя читать нееврейские молитвы, а также включать музыку», — говорит Геке Бик. Но в День Элиэзера решили делать исключение. Со своей стороны, посетители‑мужчины надевают кипу, как это принято на еврейских кладбищах, и кладут камни на могилу Элиэзера. И все‑таки некоторая напряженность возникла. В 2012 году Жак Коронель, покойный лидер голландской общины португальских евреев, сосредоточил внимание на общем наследии чернокожих и евреев в речи, произнесенной в День Элиэзера. Он сказал, что само существование еврейского кладбища в Аудеркерк‑ан‑де‑Амстел связано с отказом властей Амстердама в XVII веке в разрешении евреям хоронить своих мертвецов в черте города: «Обе наши общины были жертвами рабства. Мы были подвержены и все еще подвергаемся дискриминации». Коронель упомянул и об освобождении евреев от рабства во времена Исхода. Однако попытка подчеркнуть сходство общин вызвала упрек со стороны Наны Абрева, жрицы культа винти, которая в своих проповедях нередко повествует о соучастии евреев в работорговле. «Моисей освободил еврейских рабов, но евреи были самыми жестокими рабовладельцами в Суринаме. Мы никогда не сможем этого забыть, хотя мы научились прощать», — заявила Абрева.