Новости

Мнение: почему 2022 год будет важным для европейских евреев

26 января 2022, 17:00 антисемитизм
Поделиться

2021 год был тревожным для евреев в Европе, пишет специальный представитель Совета Европы по антисемитским, антимусульманским и другим формам религиозной нетерпимости и преступлениям на почве ненависти Даниэль Хельтген в статье, опубликованной на сайте «Deutsche Welle».

В мае, когда на Ближнем Востоке вспыхнуло насилие, произошла эскалация антисемитизма. Синагоги в Германии подверглись вандализму, сжигались израильские флаги. Подобные антисемитские инциденты наблюдались и в других местах, возросло и количество онлайн – угроз. Еще одной опасной тенденцией стал рост антисемитских теорий заговора во время пандемии. Нарратив о том, что евреи извлекли финансовую выгоду из кризиса, продолжает распространяться в социальных сетях. «Фейсбук», «Твиттер» и другие платформы пообещали бороться с антисемитским контентом, но многое еще предстоит сделать.

Апелляционный суд Парижа на прошлой неделе постановил, что «Твиттер» должен раскрывать подробную информацию о человеческих и технических ресурсах, которые он использует для смягчения разжигания ненависти, подтверждая ранее принятое решение в пользу Союза еврейских студентов во Франции и других НПО. Правительства и европейские организации также активизировали борьбу с антисемитизмом с помощью новых инициатив. Совет Европы, состоящий из 47 государств, выпустил подробную рекомендацию по предотвращению антисемитизма и борьбе с ним. Европейская комиссия, тем временем, представила свою Стратегию по борьбе с антисемитизмом и развитию еврейской жизни (2021-2030), включая финансирование защиты еврейских общин. Ожидается, что к концу 2022 года национальные стратегии борьбы с антисемитизмом примут все 27 государств – членов ЕС.

Еврейская религиозная практика под вопросом

Хотя Европа все больше объединяется в борьбе с различными формами антисемитизма, картина становится более мозаичной, когда речь заходит о ключевом элементе еврейской религиозной практики: шхите, или убое скота по правилам, установленным еврейской традицией. Европейские правила защиты животных требуют оглушения перед забоем, но позволяют странам устанавливать свои собственные правила, касающиеся «забоя в соответствии с религиозными ритуалами». В большинстве европейских стран нет ограничений на убой или предусмотрены исключения для защиты свободы вероисповедания. Однако около дюжины стран запретили эту практику без предварительного оглушения. Еврейские (и мусульманские) организации обеспокоены тем, что они считают растущей угрозой свободе вероисповедания.

Ситуация меняется, поскольку как религиозные организации, так и борцы за права животных обращаются в суды за поддержкой своих соответствующих позиций. После судебного иска со стороны еврейских и мусульманских ассоциаций по поводу указа о запрете ритуального забоя скота в Бельгии Европейский суд в 2020 году постановил, что правительствам разрешено запрещать практику подобного забоя скота в целях содействия благополучию животных. В своих рассуждениях суд заявил, что «законодательная власть является частью развивающегося общественного и законодательного контекста, который характеризуется повышением осведомленности о проблеме благополучия животных». В октябре прошлого года по делу, возбужденному организациями по защите прав животных, высший суд Греции вынес решение против убоя, совершаемого согласно религиозной традиции, заявив, что правительство должно регулировать эту практику таким образом, чтобы обеспечить как благополучие животных, так и свободу вероисповедания.

Недавние судебные решения вызвали бурные дебаты в европейских еврейских общинах о том, как защитить религиозные обряды во все более светской среде. Дальнейшие юридические проблемы не являются маловероятными. Однако поскольку европейское законодательство позволяет государствам устанавливать свои собственные правила в отношении шхиты, будущее еврейской религиозной практики является в первую очередь политическим и социальным вопросом. Поэтому настало время провести обоснованную дискуссию о значении религиозных практик в контексте свободы вероисповедания. В то время как правительства разрабатывают национальные стратегии борьбы с антисемитизмом, они должны воспользоваться возможностью обсудить вопрос о религиозных обрядах и возможных последствиях ограничений на них.

Например, распространенным оправданием запретов на шхиту является утверждение, что кошерное мясо все еще можно импортировать. Но этот аргумент теряет силу по мере того, как все больше европейских стран вводят запреты. Лица, принимающие решения, должны учитывать небольшое количество соответствующих животных. К примеру, в Бельгии, согласно правилам шхиты ежегодно забивают не более 700 животных. Ксенофобские и антииммиграционные мотивы также проявляются в противодействии религиозным практикам.

Президент Европейской конференции раввинов Пинхас Гольдшмидт недавно заявил по этому поводу в Совете Европы: «Большая часть антимусульманских настроений в Европе сегодня на самом деле также является антисемитской; евреи также терпят ущерб».

Защита демократии

Просить европейских евреев пойти на компромисс в области важных религиозных обрядов, которые их предки практиковали на этом континенте более 2000 лет, было бы воспринято как признак того, что еврейские обычаи здесь снова не приветствуются. В 2012 году канцлер Германии Ангела Меркель недвусмысленно поддержала брит-милу (обрезание мальчиков у евреев) после того, как местный суд назвал эту практику уголовным преступлением. Следуя ее примеру, в том же году Бундестаг принял закон, разъясняющий, что религиозное обрезание является законным, отменив предыдущий запрет суда. На решение Меркель, несомненно, повлияла историческая ответственность Германии перед евреями. Но ее решительные действия также были продиктованы твердой убежденностью в том, что, защищая права меньшинств, в том числе религиозных, мы защищаем демократию. Разнообразие и защита меньшинств являются частью нашей общей европейской идентичности, а еврейский народ внес неизмеримый вклад в наше культурное наследие. Если европейские лидеры серьезно относятся к развитию еврейской жизни, им необходимо защищать еврейские традиции и обряды.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции