Мария Пехотка, архитектор, которая была влиятельным экспертом по польским синагогам, умерла в возрасте 100 лет
Как отмечает JTA, Мария Пехотка и ее покойный муж признавали значение деревянных синагог 17 и 18 веков, как уникальных для Польши, из-за их архитектуры и богатых росписей. «Как будто местные евреи нашли решение, позволяющее обойти запрет Второй заповеди», – заметила однажды Пехотка в интервью для документального фильма.
Пехотка и ее муж Казимеж, которые не были евреями, восстановили и расширили знания об этих старинных синагогах, большинство из которых не пережили Холокост. Они также сражались в движении Сопротивления во время Второй мировой войны. Пехотка скончалась в Варшаве 28 ноября. Ей было 100 лет.
«Мир еврейского наследия потерял гиганта», – написала Рут Эллен Грубер в «Jewish Heritage Europe», отметив, что она была среди учеников этой пары. Будучи студентами-архитекторами после Второй мировой войны, Пехотки продолжали исследования и документирование архитектуры синагог, начатые ранее их еврейскими коллегами из Варшавского технологического института, включая Оскара Сосновского и его протеже Шимона Зайчика (они оба погибли во время Холокоста). Среди авторитетных книг Пехоток – «Деревянные синагоги», впервые изданная на польском языке в 1957 году, а двумя годами позже переведенная на английский, и «Небесные врата: деревянные синагоги на территориях бывшей Речи Посполитой», опубликованная в 2004 году.
Наследие Пехотки – это потрясающая, почти полностью воссозданная вручную деревянная крыша Гвоздзецкой синагоги, ее великолепно расписанный купол и деревянная бима ручной работы, которые являются центральным элементом основной экспозиции Музея истории польских евреев «Полин» в Варшаве. «Мы знали, что если мы не зафиксируем это в данный момент, если, не дай Б-г, эти материалы будут повреждены, то огромный пласт культуры, европейской культуры, мировой культуры будет полностью забыт», – заявила Пехотка в отмеченном наградами документальном фильме «Снести крышу», в котором рассказывается о создание этой выставки, подготовленной Риком и Лорой Браун из студии «Handshouse» в Массачусетсе.
Она рассказала, что еврейские художники, которые расписывали интерьер и подписывали свои работы, создали визуальный язык символических образов. «И в этом была абсолютная уникальность построенных здесь синагог», – подчеркнула Пехотка. В 2016 году Пехотка была награждена фондом «Taube Philanthropies» Мемориальной премией Ирены Сендлер. «Поляки и евреи в Польше и за ее пределами глубоко обязаны Пехоткам за их исторический вклад в восстановление, сохранение и память еврейского наследия в Польше», – заявила исполнительный директор фонда Шана Пенн на церемонии прощания, состоявшейся в Музее «Полин».