Новости

Малоизвестная еврейская история Сицилии демонстрируется спустя столетия после изгнания

25 февраля 2020, 18:00 История
Поделиться

Прогуливаясь по историческому Палермо, региональной столице Сицилии – огромного острова у «носка» итальянского полуострова, – посетители видят уличные указатели, написанные на иврите и арабском, а также итальянском. Недавно установленные указатели воздают должное еврейским и мавританским корням острова. Хотя мало что сохранилось, еврейское присутствие на Сицилии восходит к римской эпохе и представляет собой важную страницу истории острова, свидетельства этого представлены на временной выставке «Documenti di storia ebraica dalle collezioni del Museo Salinas» (Документы еврейской истории из коллекции музея Салинаса) в Региональном археологическом музее Палермо имени Антонио Салинаса.

Процветающие еврейские и мусульманские общины внезапно исчезли в 1492-1493 годах, когда не католики были изгнаны с острова, а также с других территорий, находившихся под властью Испании.

«Мы решили организовать выставку по еврейской истории на Сицилии в честь Дня памяти жертв Холокоста», – сообщила корреспонденту «The Jerusalem Post» Люсия Ферруцца, со-куратор выставки вместе с директором музея Катериной Греко и Еленой Паццини. Ферруцца объяснила, что коллекция музея содержит очень мало соответствующих артефактов из-за преднамеренного уничтожения местной еврейской общины после указа о высылке, изданного королевой Изабеллой и королем Фердинандом. «Этот вакуум стал нашей отправной точкой в ​​создании выставки», – пояснила Ферруцца.

«После 1492 года евреи были вынуждены покинуть остров, и их имущество было продано, уничтожено или повторно использовано для других целей». «Интересный пример этих перипетий представлен парой декоративных украшений для свитков Торы с Сицилии, которые, как свидетельствуют исторические документы, были проданы купцу и сегодня являются частью коллекции собора Пальма-де-Майорка в Испании», добавила она. Изображение редких артефактов включено в экспозицию. «После того, как последние евреи уехали в 1493 году, община, которая с 3-го века и даже в средневековый, исламский и норманнский период представляла важную часть сицилийского общества исчезла в небытие. Вот почему в День памяти жертв Холокоста мы почувствовали, что важно запомнить эту страницу истории острова, о которой мало кто знает», – пояснила куратор.

Среди экспонатов – несколько монет из серии так называемых монет «Iudae Capta», отчеканенных Титом и его отцом Веспасианом после того, как они завоевали и разрушили Иерусалим, чтобы отпраздновать свою победу. Одна из них изображает женщину, плачущую и стоящую на коленях под пальмой как олицетворение еврейского народа и торжествующего императора Веспасиана. Еще один экспонат выставки — это погребальная надпись на греческом языке человека по имени Зосимиано, относящаяся к IV или V веку н.э., которая включает стилизованное изображение меноры. При правлении мусульман несколько веков спустя Сицилия стала домом для процветающей и богатой еврейской общины. Взгляд на необычайного богатую еврейскую жизнь в Палермо прямо перед изгнанием предлагает дневник рабби Овадиа бен Абрахама из Бертиноро, автора знаменитого комментария к Мишне.

Родившийся в городе Бертиноро в центральной Италии, раввин жил в Палермо во время своих поездок в Иерусалим, где он умер ок. 1515 года. «Синагога в Палермо не имеет себе равных в стране и среди народов. Во внешнем дворе растут виноградные лозы на каменных столбах … Оттуда к синагоге идет каменная лестница, ведущая ко двору, с трех сторон окруженная портиком, оборудованным сидениями … Есть прекрасный и красивый колодец», – написал Бертиноро, описывая общину из 850 семей «сосредоточенную в районе, расположенном в лучшей части города». Помимо синагоги община пользовалась миквой, кошерной бойней и больницей.

В то время как первое гетто на итальянском полуострове было основано в Венеции в 1516 году, евреи в Палермо не имели ограничений в том, где они могли жить. Как объясняется на выставке, лишь несколько столетий спустя забвение, окружающее евреев Сицилии, начало исчезать, и ученые вновь начали проявлять интерес к этой теме. «Во второй половине девятнадцатого века исследования еврейского мира процветали», – сказала Ферруцца «Post», отметив, что уже в 1748 году, когда король Испании Карл III впервые разрешил евреям проживать в некоторых городах Сицилии, был составлен, хотя и с антисемитской точки зрения, трактат о еврейской истории острова.

Поворотный момент пришелся на Рисорджименто (объединение Италии в 1870 году), процесс, в котором итальянские евреи активно участвовали и на переднем крае которого они находились. В недавно созданном королевстве евреи также впервые в истории получают полное равенство на всех его территориях. «После объединения Италии у нас был ряд статей на тему еврейского присутствия на Сицилии, часто продвигаемых итальянскими патриотами, которые, казалось, думали, что для построения итальянской национальной идентичности важно было пролить свет на память об этом важном элементе сицилийской истории, который был забыт», – подчеркнула куратор. «Это тема, которую мы хотели бы дополнительно изучить». Сегодня только несколько десятков человек на Сицилии считают себя евреями.

Палермо только недавно официально стал филиалом еврейской общины Неаполя после того, как в 2017 году католическая церковь предложила местным евреям использовать ораторию Санта-Мария-дель-Сабато, монастырь, который, как полагают, стоит там, где когда-то находилась великолепная синагога, описанная Бертиноро. Так же, как это произошло в Испании, в 1492 году многие евреи, перед которыми был поставлен выбор – либо уйти, либо принять христианство, притворились, что стали христианами, и сохранили свой иудаизм в тайне. Спустя столетия их потомки часто заново открывают свои еврейские корни и ищут связи. На данный момент это единичные случаи. Но история еврейского присутствия на острове, возможно, еще далека от завершения. Выставка будет открыта до 1 марта.

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции