Лидер иранских евреев заявил, что еврейская община свободно исповедует свою религию
Вопреки широко распространенному мнению, евреям, живущим в Иране, сегодня легче исповедовать свою религию, чем до Исламской революции 1979 года, заявил лидер еврейской общины Тегерана, сообщает «The Times of Israel».
Выступая 28 февраля в прямом эфире через «Zoom» из земли царицы Эстер и «Мегилы», Араш Абайе, инженер-строитель и выдающийся еврейский педагог, кантор, чтец Торы и ученый, объяснил, почему, по его мнению, евреи, живущие в стране, активизировали соблюдение религиозных обрядов за последние четыре десятилетия. Абайе заявил, что Исламская Республика, с ее глубокой приверженностью религиозному праву, лучше всего взаимодействует с гражданами, включая христиан и евреев, которые сами соблюдают традиции. Он сказал, что мусульмане уважают евреев, которые регулярно молятся, постятся, воздерживаются от определенных продуктов и верят в приход Мошиаха. «Они ищут общие черты с исламом», – рассказал он, – «и это ведет к мирному существованию».
Редкое интервью, проведенное раввином Джейкобом Дж. Шехтером, спонсировалось Центром еврейского будущего Ешивы-университета, где Шехтер является старшим научным сотрудником. Он также является университетским профессором еврейской истории и мысли. Вначале раввин объяснил, что познакомился с Абайе на международной конференции 18 лет назад в Швеции, спонсируемой американским Мемориальным фондом еврейской культуры. Шехтер был впечатлён его глубоким знанием еврейских текстов, и вспоминал, что на уроке, который я давал по Талмуду, его знания даже самых малоизвестных ссылок, которые я делал, были выдающимися. Это привело к разговору между двумя мужчинами во время конференции и к тому, что они поддерживали контакты на протяжении многих лет.
50-минутное интервью 28 февраля было посвящено сегодняшней еврейской жизни в бывшей Персии. Негласный контекст дискуссии заключался в том, что самая большая еврейская община в мусульманском мире может жить в мире до тех пор, пока ее члены избегают участия в политике или демонстрации поддержки Израиля. Вскоре после революции 1979 года несколько иранских евреев были обвинены в шпионаже в пользу Израиля и казнены. Стремясь стабилизировать отношения с еврейской общиной, верховный лидер Ирана аятолла Хомейни провозгласил: «Мы признаем наших евреев отличающимися от этих безбожных сионистов». Тем не менее 30000 евреев уехали в течение нескольких месяцев после революции. Заявление Хомейни не было забыто, и еврейское население Ирана в значительной степени сумело справиться со сложностями ситуации, которая дает ему официальный статус меньшинства, постоянное место в парламенте и свободу исповедовать свою религию в обмен на отказ от сионизма. Абайе отметил, что исторически евреи были защищены в Персии, хотя к ним относились как к низшему мусульманскому большинству.
Он описал своего рода тревожный мир, но признал, что на протяжении веков были «периоды конфликтов». Он не стал вдаваться в подробности нынешней напряженности, хотя Иран считает Израиль своим врагом. Абайе объяснил, что соблюдающих евреев в мусульманском обществе уважают как «людей Писания». (Еврейская и христианская Библии считаются священными книгами и являются частью исламской доктрины прогрессивного развития; повествования о Моисее и Иисусе ведут к истории Мухаммеда, пророка ислама.)
Как почти все оставшиеся в стране евреи, Абайе родился в Иране, как и его родители, дедушка и бабушка, а также предки, восходящие к «временам Мордехая и Эстер». Иранские евреи считают, что останки героев пуримской истории покоятся бок о бок в небольшой гробнице в Хамадане, примерно в шести часах езды от Тегерана. В 2008 году правительство Ирана объявило гробницу объектом Всемирного наследия, и каждый год в Пурим ее посещают многие евреи. Из-за эпидемии Covid-19 посещение временно запрещено.
По словам Абайе, сегодня в Иране проживает около 10000 евреев, по сравнению со 100000 до революции. Считается, что большинство из них либо слишком бедны, чтобы рассматривать возможность отъезда, либо считают, что они будут менее обеспечены в финансовом отношении, если покинут страну. Абайе, который редактировал фарси-ивритский словарь и выпускает еженедельную листовку с отрывками из Торы для синагоги, с гордостью говорил о том, как членам еврейской общины разрешается вести активную и здоровую религиозную жизнь с синагогами, молодежными организациями, кошерными магазинами и четырьмя еврейскими школами. Кроме того, правительство требует, чтобы школьники-евреи, посещающие государственные школы, тратили от двух до четырех часов в неделю на религиозные занятия, проводимые еврейской общиной.
После интервью Шехтер заявил «The Jewish Week», что он благодарен за «необычайную возможность услышать, как Араш из первых уст описывает, как, хотя еврейская община сокращается, ее религиозная жизнь кажется довольно устойчивой». Во время прямой трансляции было несколько тревожных моментов, когда, сразу после того, как его представили публике, Абайе исчез с экрана. Но вскоре он вернулся, указав, что проблема была чисто технической.