Крошечная русская деревня надеется, что паломничество Хабада вернет ее на карту
Для Валентины Прилашкевич и ее соседей ситуация начинает меняться, потому что их деревня является колыбелью и тезкой «Хабад-Любавич» – одного из крупнейших и влиятельных хасидских движений в иудаизме. В последние годы деревня начала привлекать сотни посетителей каждый месяц, что побудило местные власти инвестировать в инфраструктуру с целью культивирования предполагаемого источника дохода: западного туризма.
У сестры Прилашкевич, появится асфальтированная улица, впервые после создания деревни. Причина? Она ведет к древнему еврейскому кладбищу. «Это все благодаря евреям», – сказал внук Валентины Прилашкевич Сергей Левашов. Стоя без рубашки среди кур, блуждающих по двору его бабушки, он сказал: «Я думаю, что очень хорошо, что это место начинает становиться известным на международном уровне благодаря своей традиции сосуществования с евреями. Для нас это может принести много пользы».
Ивашкин, который живет в соседнем городе Рудня, приехал в Любавичи 26 августа, чтобы присутствовать на открытии забора вокруг другого еврейского кладбища. На нем покоятся останки двух раввинов 19-го века, Менахема Мендла Шнеерсона и Шмуэля Шнеерсона – соответственно третьего и четвертого великих цадиков движения Хабад, центром которого Любавичи были на протяжении столетия до Первой мировой войны. В Хабаде было только семь высших духовных лидеров. Настоящим двигателем роста еврейского туризма является открытие Хабадом в 2008 году информационного центра. Около 12 человек постоянно находятся в центре, который называется «Хатцер Работейну Несеину Белубавич».
Любавичи был основаны примерно 500 лет назад, по некоторым сведениям, раввином Меиром, который назвал их ссылкой на любовь своего народа к Б-гу. Для евреев в царской России это был важный пункт, потому что это был один из ближайших к Москве пунктов в пределах «черты оседлости» – западных провинций, которыми было ограничено разрешенное местопребывание евреев до коммунистической революции 1917 года.
Последователи Хабада бежали из города в Первую мировую войну, когда немецкая армия продвигалась вперед. Сотни евреев оставались там в межвоенный период, пока нацисты не убили их в 1941 году.