Короткометражный фильм предлагает новый взгляд на «Таглит» глазами русских евреев
Израильский кинорежиссер Инбар Хореш познакомилась с российской актрисой Натальей Ольшанской в день рождения последней, поэтому они заказали бутылку вина. Ольшанская рассказала Хореш о том, как она иммигрировала в Израиль после поездки по праву рождения. Хореш была так вдохновлена, что в конце концов превратила версию этой истории в короткометражный фильм, где Ольшанская сыграла персонажа, похожего на нее, пишет JTA.
Получившийся 25-минутный короткометражный фильм под названием «По праву рождения» был показан на нескольких еврейских кинофестивалях этой осенью и будет транслироваться на фестивале «Другой Израиль», который начался вечером 3 декабря и проводится Еврейским общинным центром Марлен Майерсон в Нью-Йорке.
Хореш, 32-летняя уроженка Иерусалима, снявшая несколько короткометражных фильмов, говорит, что сейчас работает над сценарием полнометражной версии. В фильме рассказывается о поездке группы русскоязычных евреев в Израиль в рамках программы «Таглита» с акцентом на их посещение бедуинской арабской деревни. Наташа, героиня Ольшанской, во время поездки подшучивает над другими девушками, а позже сближается с израильским солдатом, тоже русским по происхождению. В конце концов становится ясно, что Наташа, которая планирует остаться в Израиле после поездки, является ребенком матери-неееврейки и не особо идентифицирует себя как еврейка, и что ее решение эмигрировать больше связано с побегом из плохой семьи, чем с желанием жить в еврейском государстве. По законам Израиля она имеет право на гражданство, но, оказавшись там, она не будет считаться еврейкой в соответствии с правилами Главного раввината.
По мнению Хореш, проблемы, поднятые в фильме, говорят о врожденной несправедливости, присущей этим законам. «Как израильтянку меня поразило то, что я поняла, что она не считает себя еврейкой, и она не росла еврейкой, тем не менее к ней обратилось Еврейское агентство, пригласило в поездку, и она полностью подтолкнула ее к эмиграции в Израиль, потому что у нее есть еврейские корни», – подчеркнула Хореш. «Для меня это было удивительно, потому что я думаю, как израильтянка, у нас есть образ еврейского государства, и мы не осознаем тот факт, что на самом деле правительство поощряет неевреев переехать в Израиль – и я думаю, что, если правительство предлагает гражданство неевреям из-за пределов Израиля, почему бы не предоставить гражданство неевреям, которые уже живут в Израиле?»
В фильме также затрагивается сексуализирванный подтекст поездок в рамках «Таглита», в том числе традиция женщин-участниц фотографироваться с вооруженными солдатами. Джон Стюарт шутил по этому поводу в 1996 году, а в сериале «Comedy Central» «Брод-Сити» в 2016 году «Таглит» был изображен как слегка завуалированная схема, чтобы заставить молодых евреев встречаться, и, в конечном итоге, пожениться и произвести потомство. «Я была удивлена, узнав, что один из многих способов соблазнить участников присоединиться к такого рода поездкам – создать миф о том, что эти поездки полны секса», – отметила Хореш. «И когда вы отправляетесь в подобное путешествие, вы действительно понимаете, что это очень большая часть опыта, что люди действительно приезжают, чтобы мужчины и женщины могли познакомиться друг с другом. Это создает удивительный разрыв между очень весомым еврейским содержанием и атмосферой весенних каникул».
Американские зрители могут быть знакомы с американскими взглядами на «Таглит», но фильм Хореш представляет израильскую точку зрения, которая фокусируется на русском человеке, а не на американце. Она подчеркнула, что фильм не задумывался, как направленный против самой программы «Таглит». «Я живу в Израиле, я выросла в Израиле, я имею дело с израильскими проблемами больше, чем с еврейскими проблемами в глобальном масштабе. И для меня, главная идея состоит в том, чтобы помочь людям в Израиле осознать, что эти определения того, кто является евреем, а кто нет, и кому разрешено быть частью еврейского государства, не даны Б-гом, они созданы человеком» – отметила она.