Коронавирус: французские евреи видят рост антисемитизма и усиление солидарности
11 мая Франция начнет постепенно отменять меры строгой изоляции, установленные для сдерживания эпидемии коронавируса, которая привела к заболеванию около 140000 человек и вызвала более 26000 подтвержденных случаев смерти. Как объяснил «The Jerusalem Post» исполнительный директор «Conseil Représentatif des Institutions Juices de France» (CRIF) Роберт Эйнс, еврейские учреждения также работают над подготовкой стратегии выхода из эпидемии для синагог, школ и всех объектов, которые представляют собой опору еврейской жизни в стране на фоне опасений, связанных с документированным ростом антисемитизма, связанного с чрезвычайной ситуацией и ожидаемым экономическим кризисом.
«После начала пандемии мы создали подразделение по управлению кризисными ситуациями, чтобы реагировать на потребности общины, в том числе предлагать психологическую поддержку и помощь заболевшим и семьям погибших», – пояснил Эйнс. Вместе с CRIF в состав специальной группы входят представители таких учреждений, как «Объединенный еврейский социальный фонд» (FSJU), «Общество помощи детям» (OSE), Фонд социальных действий «CASIP-COJASOR» и Центральная консистория израэлитов Франции.
Во Франции с населением 67 миллионов человек, живут около 500000 евреев. Поскольку данные, основанные на религиозной принадлежности, не собираются, трудно узнать, сколько евреев заразились или умерли от коронавируса. Оценки, опубликованные израильской газетой «Makor Rishon», варьировались от нескольких сотен до 2000 человек. Эйнс отметил, что, к сожалению, специальная группа CRIF, занимающаяся мониторингом антисемитизма во Франции, регистрирует рост антисемитского дискурса в Интернете. «Мы видим множество теорий заговора, направленных против евреев, особенно в социальных сетях», – сказал он «Post».
В конце апреля CRIF направил руководителю «Zoom France» письмо с осуждением эпизодов «зумбомбинга». В настоящее время специальная группа трудится над разработкой протоколов в соответствии с правительственными руководящими принципами для возобновления работы синагог и школ. Генеральный директор CRIF сказал, что он не верит, что они смогут возобновить деятельность до конца мая и только в ограниченных рамках. «Даже если мероприятия на местах не смогут состояться, большинство синагог и учреждений более активны, чем когда-либо, и проводят много онлайн-мероприятий», – отметил он. «Что нас очень беспокоит, так это экономический кризис, который последует за кризисом в области здравоохранения. Мы ожидаем, что гораздо больше людей будут нуждаться в помощи еврейских учреждений. По этой причине еврейские организации работают над увеличением сбора средств», – пояснил он.
Если еврейские учреждения готовятся к трудным временам, Фаустине Сигал, 26-летняя парижская еврейка, которая работает международным директором по еврейскому образованию в еврейской некоммерческой организации «Дома Мойше» сказала, что она и ее друзья не слишком беспокоятся о потере работы в данный момент. «Законы, защищающие работающих во Франции, очень сильны. С самого начала кризиса правительство заверило, что никто не потеряет работу из-за эпидемии. До сих пор я знаю только одного человека, который работал фрилансером, чей истекший контракт не был продлен», – сказала она «Post».
Сигал объяснила, что после вспышки она видела много молодых людей, которые занимаются волонтерством, начиная с жителей трех «Домов Мойше» в Париже. Некоммерческая организация субсидирует часть арендной платы за квартиры, жители которых, как правило, от трех до пяти человек, обязуются организовывать мероприятия для общины и держать свои двери открытыми. С самого начала введения чрезвычайной ситуации, связанной с коронавирусом, все мероприятия были переведены в онлайн-режим. Сигал также поделилась некоторой критикой в отношении еврейских учреждений в стране. «Я знаю, что есть люди, которые продолжали собираться, чтобы молиться в миньяне во время мер изоляции, даже если это было запрещено, и я не видел никакой реакции от Консистории или других учреждений», – сказала она. «Кроме того, во многих общинах по всему миру я слышала очень интересные разговоры о таких проблемах, как использование «Zoom» для воссоединения семей во время пасхального седера. У меня такое ощущение, что во Франции этот вопрос просто игнорировали».
У Сигал был Zoom-седер, с помощью которого она могла связаться с родителями. Ее отец был заражен вирусом и госпитализирован прямо перед Песахом. С тех пор он выздоровел. «Я думаю, что для многих молодых людей это был первый раз, когда им пришлось выяснить, как самостоятельно подготовить и провести Седер, а не полагаться только на свои семьи. Для многих это был опыт обучения», – отметила она.
Еще одна область, где пандемия Covid-19 влияет на еврейскую общину Франции, — это возможность путешествовать в Израиль, где у многих есть родственники. «Мой последний живой дедушка жил в Израиле и скончался в самом начале эпидемии. Мы не смогли приехать на похороны и траур, что было довольно травмирующим», – поделилась Сигал. «У меня шестеро детей живет в Израиле, и не видеть их не так-то просто», – говорит Эйнс. Поскольку это происходит во всем мире, такие церемонии, как свадьбы и бар / бат-мицвы, пришлось отложить. «Этим летом меня пригласили на девять свадеб, и все они пока отменены», – говорит Сигал. «Мы помогали провести многие события жизненного цикла с помощью трансляций через «Zoom», и мы надеемся, что к концу месяца мы снова сможем проводить в синагогах небольшие церемонии с минимальным числом участников», – подчеркнул Эйнс.