Новости

Коннектикутский университет организовал крупнейшую за 50 лет выставку работ художника Артура Шика

3 октября 2023, 18:00 культура
Поделиться

Обложка журнала «Collier’s International», нарисованная художником Артуром Шиком в январе 1942 года, не произвела никакого впечатления, пишет журналистка «The Times of Israel» Кэтрин Дж. Принс.

Гитлер стоит за глобусом, а мимо него снуют пара скелетов в форме СС. Тем временем Герман Геринг, Генрих Гиммлер и Йозеф Геббельс вывешивают нацистские флаги по всей Европе, а змея, вытатуированная свастиками, скользит мимо тел Филиппа Петена и Бенито Муссолини. «Шик говорит: «Проснитесь!» Он пытается побудить американцев действовать против мирового господства, к которому стремились нацисты. В этой работе просто сквозит зло», — заявила, исполнительный директор Художественного музея университета Фэрфилда Кэри Мак Вебер.

Действительно, к тому времени, когда той зимой появилась обложка под названием «Безумие», нацисты уже убили сотни тысяч евреев, а Третий Рейх оккупировал большую часть Европы и некоторые районы Северной Африки. Это была одна из восьми обложек, которые польско-еврейский эмигрант сделал для «Collier’s». Это также одна из 50 оригинальных работ, выставленных до 16 декабря на выставке «В реальном времени. Артур Шик: художник и солдат за права человека» в галереях Беллармин-холла Фэрфилдского университета.

Выставка, изначально представленная в Коллекции еврейского искусства и жизни Магнеса Калифорнийского университета, является крупнейшей выставкой работ Шика на северо-востоке за более чем 50 лет. Он подчеркивает миссию всей жизни художника, который провел свои последние годы в соседнем городе Нью-Кейнан, — возвышать демократические идеалы и бороться с несправедливостью. «Это особенно своевременно, учитывая борьбу за права человека, вопросы о мигрантах и беженцах, рост антисемитизма и то, как подрывается свобода выражения мнений», — заметила Вебер.

Шик родился в семье среднего класса в Лодзи в 1894 году. Его жизнь была связана с двумя мировыми войнами, подъемом тоталитаризма в Европе, рождением государства Израиль, маккартизмом, американским расизмом и антисемитизмом. Шик с женой и двумя детьми бежал в Лондон вскоре после того, как Германия вторглась в Польшу в сентябре 1939 года. Семья иммигрировала в Соединенные Штаты в 1940 году. «То, что он прибыл, было большой новостью. Он имел большое значение», — рассказал профессор истории искусств Университета Фэрфилда и куратор выставки Филип Элиасоф. Работы Шика ранее выставлялись в Бруклинском музее и украшали обложки телефонных книг Манхэттена и Бруклина. Кроме того, многие американцы были знакомы с Агадой Шика, которую художник иллюстрировал в Польше между 1934 и 1936 годами. Когда она была наконец официально опубликована в Великобритании в 1940 году, лондонская газета «The Times» провозгласила Агаду «достойной того, чтобы быть помещенной в число самых прекрасна из книг, когда-либо созданных рукой человека».

По словам Элиасофа, богато иллюстрированная Агада была также одной из, если не самой дорогой, новой книгой в мире того времени. Оригинальные копии продаются за 500 долларов. Для сравнения: стандартная модель «Ford» 1940 года продавалась за 600 долларов. В колонке журнала «New Yorker» «Разговор о городе» от 2 августа 1941 года было объявлено, что «ведущий художник-миниатюрист» «по долгу службы отходит от своих работ, прославляющих американские сюжеты, такие как Декларация независимости, к Гитлеру, Геббельсу и тяжелому положению евреев».

Каждый из шести разделов выставки освещает ту или иную грань прав человека. В разделе «Права человека и их крах» посетители видят, как европейские демократии рушатся, как домино. Там висит работа Шика от марта 1943 года «Баллада об обреченных евреях Европы». На иллюстрации, которая также появилась в рекламе в «The New York Times», показан телефонный звонок службы экстренной помощи, сделанный из Европы, который остался без ответа. Черно-белая иллюстрация окружает стихотворение голливудского сценариста Бена Хекта. Забота Шика о таких же беженцах, как и он сам, очевидна в книге «Права глобальных беженцев». Его рисунок 1943 года с изображением двух еврейских детей под подписью «Расстрелять, как опасных врагов Третьего рейха!» висит возле надписи: «Каин, где Авель, брат твой?» Последняя иллюстрация, впервые опубликованная в газете «Chicago Sun» в 1943 году, изображает груду тел еврейских жертв Холокоста.

«Право на сопротивление» демонстрирует работы в честь еврейских борцов Сопротивления. Например, в картине Шика «Защитники Варшавы» 1939 года показаны сильные, хотя и утомленные мужчины. «Это геральдические фигуры, размером почти в натуральную величину. Он показывает, что у них невероятная сила в ногах и руках», — рассказал Вебер. В разделе «Право на Америку» несколько картин и иллюстраций посвящены американскому антисемитизму и расизму. Одной из таких работ является иллюстрация 1949 года: «Не прости им, Г-споди, ибо они знают, что делают».

На изображении, опубликованном в левом издании «Daily Compass», изображен афроамериканский солдат, стоящий на коленях с петлей на шее. На нем медаль «Пурпурное сердце» и распятие на цепочке. Позади него стоят двое членов Ку-клукс-клана в капюшонах с высоко поднятыми пистолетами. Под картинкой Шик написал: «Каждое линчевание негров — это национальная катастрофа, это удар в спину нашему правительству в его отчаянной борьбе за демократию». Для Элиасофа эта иллюстрация, как и другие, направленные против американского антисемитизма и расизма, являются свидетельством любви Шика к своей приемной стране. «Он говорит, что у нас есть недостатки. Но мы — великая демократия, и мы должны добиваться большего», — заявил он.

И все же в том же году подкомитет Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности начал расследование в отношении Шика. Эта новость потрясла Шика, который однажды написал о Соединенных Штатах: «Наконец-то я нашел дом, который всегда искал. Здесь я могу говорить о том, что чувствует моя душа».

Шик перенес несколько сердечных приступов, прежде чем умер в своем доме в Нью-Кейнане в сентябре 1951 года. «Я считаю, что стресс, вызванный расследованием, убил его», — заявил Элиасоф, добавив, что обвинения оказались необоснованными. По словам Элиасофа, помимо того, как Шик противостоял тирании и как его работа отражает нынешний политический кризис в Америке, одним из величайших наследий Шика является то, что он никогда не пытался скрыть, кем он был. «Он не скрывает свою идентичность. Он был великолепным еврейским художником и послом еврейского народа», — сказал Элиасоф.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции