Когда коронавирус закрывает границы, евреи в Азии наращивают общинное строительство
Коронавирус изменил все в жизни в Азии, включая жизни евреев, которые там живут. Впервые отдельные еврейские общины в Китае, Тайване, Японии, Таиланде и Сингапуре собираются для совместного проведения онлайн-мероприятий. Одно из них, предстоящая конференция «Лимуда Азии», которая состоится 3-4 мая в онлайн-формате, является совместной инициативой еврейских общин в Пекине, Тайбэе и Шанхае.
Если евреи в Азии получили что-то от коронавируса, то это понимание того, что во всей Азии существует обширная и процветающая еврейская община. Это луч надежды во время разрушительного кризиса. Община «Кехилат Шанхай», как и синагоги и еврейские общины по всему миру, была разрушена пандемией. Многие члены общины были задержаны во время поездок на китайский Новый год, когда начали появляться ограничения на поездки. Джулия Уллман, координатор общины, а также около трети из 250 членов «Кехилат Шанхай», не смогли вернуться в Китай и, соответственно, оказались изолированы от общины.
«Кехилат Шанхай» на восьмом году своего существования открыла пространство для реформистских евреев в Шанхае. «Мы начали с множества семей, живущих в Шанхае, которые не чувствовали себя желанными гостями, включая межконфессиональные семьи, межрасовые семьи и семьи, придерживающиеся более либерального определения иудаизма», – говорит Уллман. «У нас есть американцы, израильтяне, европейцы, южноафриканцы, австралийцы, британцы, бразильцы. Некоторые люди жили в Китае более десяти лет. У нас много смешанных браков».
Тем не менее, в «Кехилат Шанхай» и других еврейских общинах по всей Азии возникли как проблемы, так и новые возможности, связанные с изоляцией, которую коронавирус принес региону и миру. Виртуальные шаббаты, дискуссии, медицинские услуги и авдалы; «Zoom-соревнования» по изготовлению мацы, вебинары, группы в WeChat из более чем 150 человек; информационные бюллетени, видео на «YouTube», а также новые контакты и связи с сотнями старых и новых членов не только в Азии, но и во всем мире – это лишь некоторые из способов реагирования еврейской жизни в Азии на пандемию.
«Когда есть страх, люди хотят быть вместе. Люди изолированы, поэтому они хотят общаться», – говорит Дэвид Кунин, раввин Еврейской общины Японии в Токио (JCJ). «Когда мы делали наш пасхальный седер, у нас были люди из Кореи, с Филиппин, из Нью-Йорка, со всей Японии, Камбоджи, Германии – у нас были старые члены, которые связывались с нами, а другие впервые обращались к нам, желая присоединиться к еврейской общине в Азии». Еврейская община Японии, консервативная синагога и еврейская община в Токио, быстро расширили виртуальные предложения в это время кризиса. Масштабные мероприятия были запрещены в Японии после того, как 27 февраля премьер-министр Синдзо Абэ закрыл школы, поэтому еврейская община Японии начала виртуальные субботние службы. Но помимо онлайн-услуг для каббалат шаббат, авдалы, Пурима, Песаха и Йом а-Шоа, еврейская община Японии создала ролики на «YouTube» от раввина, перешла на виртуальные занятия в еврейской школе и еженедельно рассылала размышления о Торе.
В последнем электронном письме Кунина «Ритуалы, которые нас объединяют», сравниваются японские синтоистские праздники с древними еврейскими паломническими праздниками. Раввин Йосеф Кантор из еврейской общины Таиланда «Хабад Таиланда» каждый день выходит в прямой эфир в «Фейсбуке», чтобы предлагать слова ободрения. «Связь — это действительно то, в чем люди нуждаются в это время», – говорит Кунин. «Количество писем, которые мы получили от людей, благодаривших нас, присылали нам свои размышления и поддерживали контакты, просто поразительно. Многие синагоги ограничивают свою деятельность, но на самом деле это время, когда люди нуждаются в молитве. Они должны уметь произносить Кадиш». Кунин сказал, что он надеется найти новые способы онлайн-общения с еврейской общиной в целом. «Я действительно вижу важность прямых трансляций в социальных сетях для наших богослужений».
Леон Фенстер, независимый художник, работавший с еврейскими общинами в Пекине и Тайбэе, сказал, что люди во всем мире связаны с еврейскими общинами Азии. «Люди в Нью-Йорке все еще встречаются в рамках пекинской общины», – сказал он. «Один из моих проектов – это Агада, и хотя мы надеялись, что этот проект будет презентован на большом седере в Пекине, я был счастлив иметь возможность запустить его онлайн, чтобы общаться с людьми по всему миру, которые все еще чувствуют себя частью этой общины».
Это не значит, что эпоха коронавируса лишена проблем. В связи с тем, что крупные праздничные мероприятия — ключевые источники поступлений – вынуждены перейти в виртуальную форму, сбор средств для«Кехилат Шанхай» был поставлен под сомнение. «Песах, как правило, является важным моментом для сбора средств, но мы ограничили наши просьбы, потому что все люди в мире испытывают финансовые трудности», – говорит Уллман. Кунин отметил, что рост ксенофобии против азиатов во всем мире после появления коронавируса стал ключевой темой для обсуждений. «Конечно, быть меньшинством трудно, но многим из наших детей с одним родителем из числа японцев особенно трудно чувствовать себя евреями», – сказал он. «Когда люди возвращаются в США или в еврейские летние лагеря, там просто не знают, что могут быть азиатские евреи. Нам нужно объединиться в более обширную азиатскую общину, чтобы помочь детям укрепить свою идентичность и понять, что существует сильная еврейская азиатская идентичность».
Эти общины означают целый мир для людей, которые часто отделены от еврейских общин, в которых они родились, тысячами миль, и для семей, у которых нет другого способа передать еврейские ценности своим детям. «Я был в Пекине около шести лет, и я бы не остался там на шесть лет, если бы не еврейская община», – говорит Фенстер. «Это было действительно важно — иметь такой дом».