Какой была жизнь евреев в Израиле во времена Мишны и Талмуда?
Какой была жизнь евреев в Израиле после разрушения Римом Храма и Иерусалима? Новая выставка Израильского управления древностей (IAA) в центре Игаля Аллона в кибуце Гиноссар дает представление о том, как мудрецам удалось восстановить общину в Галилее в века, последовавшие за великой трагедией, сообщает «The Jerusalem Post».
«Тропа Синедриона» включает более 150 предметов, относящихся к периоду конца Второго Храма и последующих веков, некоторые из них демонстрируются впервые, в том числе внушительный камень с выгравированным изображением Храма. Выставка представляет собой более глубокий взгляд на пешеходную тропу, открытую в 2017 году, соединяющую находки разных веков.
Великий Синедрион был собранием 71 мудреца, который действовал как Верховный суд еврейского народа. Талмуд напоминает, что после разрушения Храма в 70 г. н.э. он несколько раз перемещался. Синедрион перемещался десять раз в конце периода Второго Храма и после разрушения Храма. Это известно из традиции. «Он переместился из «Палаты тесаных камней», своего постоянного места в Храме, в Ханут, буквально «магазин», место на Храмовой горе за пределами самого Храма; и из Ханута в Иерусалим; а из Иерусалима в Явне» говорится трактата Талмуда «Рош а-Шана».
Расположенное в центральной части Земли Израиля Явне и его мудрецы, согласно еврейской традиции, были наградой, которую раввин Йоханан бен Заккай запросил у римского генерала Веспасиана после предсказания, что он станет новым императором. «И из Явне (Синедрион переехал) в Уши; и из Уши он вернулся в Явне; а из Явне он вернулся в Ушу; и из Уши в Шефарам; и из Шефарама в Бейт-Шеарим; и из Бейт-Шеарима в Ципори; и из Ципори в Тверию», — отмечается в трактате.
История и жизнь пяти центров в Галилее — Уши, Шефарама, Бейт-Шеарима, Ципори и Тверии — одна из главных тем выставки. Представленные артефакты включают масляную лампу, надписи со словами «шалом» и «шаббат», имена мудрецов, такие как Яаков и Шимон на иврите и арамейском языке, а также клад серебряных и бронзовых монет времен восстания против римлян во главе с Шимоном Бар Кохбой (132–135 гг. н. э.), который был найден в центре сгоревшего здания, что свидетельствует о тяжелых потерях, нанесенных конфликтом даже в Галилее.
Кроме того, посетители впервые смогут увидеть оригинальный Магдальский камень. Он был найден в 2009 году в Магдале, большом еврейском поселении раннеримского периода, расположенном на западном берегу Галилейского моря. Во время раскопок были обнаружены миквы, улицы, рынок и промышленные объекты, а также синагога, стены которой были украшены цветной штукатуркой, а также мозаичные полы вдоль тротуаров. Камень стоял посреди главного зала синагоги, и на нем было вырезано изображение Второго Иерусалимского Храма, с резной менорой с семью лучами на одной из сторон. Это было важное открытие, потому что изображение было выгравировано на камне, когда Храм еще стоял.
«Выставка уникальна не только потому, что на ней демонстрируются интересные находки, но и потому, что она дает возможность заглянуть «за кулисы» экспозиции», — заявил генеральный директор IAA Эли Эскосидо. «На экране можно увидеть людей, которые нашли артефакты, будь то раскопки или различные действия, стоящие за созданием тропы». «Посещение выставки и прогулка по «Тропе Синедриона» дополняют друг друга, как движение по улице с двусторонним движением, это позволяет нам путешествовать во времени в нашу историю и наследие».