Новости

Польская выставка бросает вызов принципу «культуры отмены», но подвергается критике за антисемитизм

30 августа 2021, 09:00 польша
Поделиться

Выставка в польском государственном музее, открывшаяся 27 августа, представляет работы художников – провокаторов, которые организаторы называют праздником свободы слова, вызовом политической корректности и «культуры отмены» левых политических сил, сообщает «Associated Press».

Некоторые критики, однако, обвиняют организаторов в предоставлении платформы для антисемитских и расистских идей под предлогом защиты свободы слова. «Политическое искусство», в котором представлены работы почти 30 художников, является второй выставкой в ​​Центре современного искусства Уяздовского замка под руководством директора Петра Бернатовича, который был назначен популистской консервативной правящей партией Польши в 2019 году.

С момента прихода к власти в 2015 году партия «Право и справедливость» использовала культурные учреждения страны для пропаганды консервативных и патриотических ценностей, в том числе арт-центр, расположенный в реконструированном замке, где последние 30 лет демонстрировалось экспериментальное и авангардное искусство в Варшаве. В музее говорят, что выставка «Политическое искусство» предоставляет пространство для художников – бунтарей, которых иногда избегают в других местах.

На выставке представлены работы, критикующие авторитарные режимы в России и Беларуси, работы женщин из Ирана и Йемена, критикующие притеснения в мусульманском мире, и другие, в которых явно иронично используются свастики. Самым скандальным участником выставки является Дэн Парк, шведский художник – провокатор, который был заключен в тюрьму за преступления на почве ненависти в Швеции. В 2009 году Парк разместил свастики и коробки с надписью «Циклон Б» – газ, использованный при массовых убийствах евреев во время Холокоста – перед еврейским общинным центром в Мальмё. Еврейская община в Польше решительно протестовала против включения Парка в число участников выставки. В открытом письме директору музея раввины и другие еврейские представители утверждали, что реклама творчества таких художников оскорбляет всех людей в стране, где во время Второй мировой войны были убиты 6 миллионов человек, половина из которых были евреями.

«Свобода выражения важна для демократического общества, но у свободы слова все еще есть ограничения», – заявил главный раввин Польши Михаэль Шудрих. На пресс-конференции 27 августа директор музея Бернатович подчеркнул, что он понимает позицию еврейских организаций, признав, что некоторые работы носят провокационный и скандальный характер. Но он сказал, что представители еврейских организаций должны увидеть выставку, прежде чем критиковать ее. «Я не создаю платформу, пропагандирующую какие-либо виды нацистских или неонацистских взглядов», – заметил Бернатович. «Я создаю платформу для выражения искусства».

Несколько художников на пресс-конференции заявили, что накануне они получили электронные письма от анонимных антифашистов, в которых их предупреждали, что работы будут демонстрироваться вместе с работами ультраправых художников. Некоторые, в том числе Эмма Эллиот, художница – антифашистка, чьи работы исследуют, как женщины обычно становятся первыми мишенями фашистских режимов, заявили, что были встревожены этим сообщением. Но она и другие присутствующие, в том числе два художника – еврея, защищали выставку как важную платформу для разных голосов. «Да, я нахожу некоторые здешние работы не только тревожными, но и оскорбительными», – заявил израильский художник Марк Провизор. «Но я думаю, что для авторов этих посланий важно прийти и посмотреть в лицо тому, что вас беспокоит».

Антифашистская сеть в Польше также осудила выставку, которая, по ее словам, используется для «оправдания ненавистнических высказываний правых». Среди работ Парка, демонстрируемых в Варшаве, есть плакат, на котором изображен Андерс Беринг Брейвик, ультраправый экстремист, убивший 77 человек в результате нападения в Норвегии, в качестве предполагаемой модели бренда одежды «Lacoste». Другой провокатор – Уве Макс Йенсен, датский художник, чьи перформансы включали мочеиспускание и дефекацию на предметы, а также бег голышом. У него есть несколько обвинительных приговоров за вандализм. Йенсен привез в Варшаву большой флаг, состоящий из четырех меньших флагов гордости ЛГБТ, соединенных в свастику. Он заявил, что это его способ протестовать против табу на критику движения за права геев. Но он рассказал AP, что в конце концов организаторы решили не включать это в состав выставки.

Одна из работ Йенсена, которая попала на выставку, показывает лицо Элвиса Пресли, отфотошопленное на фоне нациста, направившего пистолет на евреев в Варшавском гетто. Произведение называется «В гетто» – название песни Элвиса Пресли. На выставке также представлены работы Ларса Вилкса, шведского художника, живущего под охраной полиции, за рисунок собаки с головой Пророка Мухаммеда. Этот рисунок расстроил многих мусульман в 2007 году и принес Вилксу смертельные угрозы со стороны экстремистов. В преддверии открытия выставки с Вилксом впервые встретилась йеменско-британская художница Таслим Малхолл, которой также угрожали смертью за работы, критикующие ислам. Когда она узнала о его прошлом, она обняла его и сказала, что восхищается им.

В «Политическое искусство» также включена стена с фотографиями угандийцев с удостоверениями личности. Это часть проекта датского художника – концептуалиста Кристиана фон Хорнслета, который в 2006 году убедил 340 жителей угандийских деревень официально изменить свое имя на Хорнслет в обмен на свиней и коз. Хорнслет сказал, что эта работа является критическим комментарием о неспособности западной помощи в целях развития помочь людям в Африке, но некоторые сочли его работу расистской.

Куратор Йон Эйрик Лундберг, норвежец, управляющий галереей «Laesoe Kunsthal» в Дании, отрицал, что выставка пропагандирует расизм, и сказал, что ее цель – бороться за свободу слова в защиту демократии. «Лучший способ защитить любое меньшинство – обеспечить свободу слова», – заявил он. Хорнслет, в свою очередь, заметил: «Даже если эта выставка была бы правой и безумной, ее следует разрешить, потому что это искусство. Но это не так – на самом деле речь идет о создании пространства, в котором каждый может не соглашаться ни с чем».

«Политическое искусство» продлится до 16 января.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции