Новости

Как светская львица-еврейка разоблачила Кима Филби

9 декабря 2022, 15:00 История
Поделиться

Это был случайный разговор, который изменил ход истории и привел к разоблачению одного из величайших предателей Британии, пишет журналистка «Jewish Chronicle» Николь Лэмперт. Теперь о ключевой роли еврейки в разоблачении печально известного двойного агента Кима Филби рассказывается в телесериале.

Новый сериал «Шпион среди друзей» основан на научно-популярном романе Бена Макинтайра и начинается с жужжания ленты, когда детектив говорит: «Мы находимся в доме миссис Флоры Соломон 8 января 1963 года». Затем мы видим, как актриса Анастейша Хилл, играющая Флору, говорит детективу: «Я очень сожалею, что потребовались все эти годы, чтобы понять, кто он такой, и какие отвратительные вещи он совершил». Сериал, который стартует на новом потоковом канале ITVX 8 декабря, фокусируется на дружбе между Филби, которого играет Гай Пирс, и Дамианом Льюисом в роли его друга Николаса Эллиотта, коллеги по секретному агенту, которого обманул человек, который шпионил для СССР, находясь на руководящем посту в SIS (Секретная разведывательная служба, предшественница MI6).

Но на самом деле история дружба между Филби и Соломон была бы еще более захватывающей. Она родилась как Флора Бененсон и дочь нефтяного магната в России в 1895 году. В молодости у нее был роман с премьер-министром России Александром Керенским, но она и ее семья были вынуждены бежать из страны, когда большевики захватили власть в 1917 году. Она вышла замуж за британского еврея, полковника Гарольда Соломона, вошла в элиту левых и подружилась с семьей Филби. Когда она пожаловалась на ужине с Саймоном Марксом, одним из создателей «Маркса и Спенсера», на то, как обращаются с рабочими, он предложил ей создать отдел социального обеспечения, что она и сделала; разработала планы медицинского страхования, пенсионные планы и программы обучения для сотрудников «M&S». Она также помогала находить дома для детей из Киндертранспорта, а во время Второй мировой войны помогала открывать британские рестораны для людей, пострадавших от бомбежек в 1940-1941 годах. Она была социалисткой, и Филби видел в ней родственную душу.

В 1937 году за обедом он сказал ей, что делает очень опасную работу во имя мира. Добавив, что, по его мнению, «было бы здорово, если бы она присоединилась к делу». Она точно знала, что он имел в виду, но отказалась, как она позже заявила, потому что была «слишком занята спасением преследуемых евреев Европы». Лишь три десятилетия спустя она выразила свое беспокойство. К тому времени Филби уже попал под подозрение, во-первых, за то, что дружил с двумя другими шпионами из Кембриджского университета, Гаем Берджессом и Гаем Маклином, а во-вторых, когда советский перебежчик заявил, что у КГБ все еще есть агенты в SIS. Его в значительной степени защищал Эллиот, который устроил его корреспондентом «Observer» в Бейруте. Пока он был там, он работал на SIS и КГБ.

Все изменилось, когда в августе 1962 года на приеме в Израиле Флора поговорила со старым другом, Виктором Ротшильдом, бывшим офицером МИ5 и членом Палаты лордов. Она спросила его: «Как получается, что «Observer» использует такого человека, как Ким? Разве они не знают, что он коммунист? Вы должны что-то сделать». В результате этого разговора г-н Ротшильд тайно организовал встречу Флоры с агентами MI5. Несколько недель спустя Эллиотт отправился в Бейрут, чтобы, наконец, добиться признания своего бывшего друга. Сериал из шести частей посвящен тому, что произошло дальше. «MI5 охотилась за ним годами, и им всегда не хватало веских доказательств его вины», — заявил Макинтайр, добавляя, что считает ее героиней. «Осудив Филби, когда она это сделала, она изменила ход британской истории. Если бы она этого не сделала, самому отъявленному предателю этой страны, вероятно, все сошло бы с рук». После того как в январе 1963 года его разоблачили как советского агента, Филби бежал в Москву, где оставался до своей смерти в 1988 году.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции