Как китайский фрукт стал символом Суккота?
Праздник Суккот не является полноценным без лулава и этрога, двух из четырех видов растений, которыми евреи должны были махать на празднике сбора урожая. Но согласно новой книге, только в период Второго Храма евреи начали использовать лимонноподобный этрог в рамках своего празднования Суккота.
В древние времена люди просто использовали те фрукты, которые они собирали в этом сезоне, такие как гранаты, виноград, финики и инжир, говорит раввин Дэвид Мостер, который десятилетиями исследовал этрог и в апреле опубликовал книгу о его истории. Так происходило потому, что в Библии не совсем ясно, какой плод Б-г имеет в виду, говоря о том, чтобы евреи использовали его для празднования Суккота. В Ваикра 23:40 Б-г повелевает, чтобы евреи в первый день праздника «взяли себе плод дерева гадар, лист пальмовый, и ветвь дерева вервяного, и ив речных». Последние три растения подразумевают пальму, мирт и иву. Но что подразумевается под «плодом дерева гадар» менее ясно. Поэтому, по словам Мостера, основателя и директора Института библейской культуры, который предлагает онлайн-курсы по Библии, евреи использовали для празднования Суккота те фрукты, которые они имели. Однако, ситуация изменилась во времена Второго Храма, когда в Землю Израиля был ввезен новый плод: этрог или цитрон.
Почему стало общепризнанным, что Ваикра имела в виду этрог? Мостер говорит, что ответ лежит в путешествии плода в Израиль. Плод появился в Китае, где он, похоже, был не очень популярен, сказал он JTA. В конечном счете, плод проник из Восточной Азии в Индию, где он использовался как средство от желудочно-кишечных заболеваний (отсюда его латинское название, Citrus medica) и появился в иконографии как символ плодородия. Оттуда он попал в Иран, когда Персидская империя завоевала северо-западную Индию около 518 г. до нашей эры. Когда в 539 г. до н.э. Земля Израиля попала под персидский контроль, этрог распространился и там. Мостер сказал, что это был один из первых иностранных фруктов, и он быстро стал популярным.
Мостер говорит, что невозможно определить точную дату, но в какой-то момент во время периода Второго Храма, название «плод дерева гадар» стало широко распространяться как обозначение этрога. Поэтому этрог приобрел еще большее значение как еврейский символ, его использовали для украшения всего, от гробниц и синагогальных мозаик до подвесок и светильников. Идея была исключительно раввинской. Например, самаритяне, которые утверждают, что являются потомками израильтян, не разделяли эту интерпретацию. По сей день, самаритяне используют множество красочных фруктов для украшения своих сукк, которые выглядят совсем не так, как те, которые обычно строят евреи, и этрог не играет у них центральной роли.
Что касается Мостера, он является большим поклонником этрога и ежегодно отправляется из Йонкерса, Нью-Йорк, где проживает, в бруклинский район Боро-Парк, где продают фрукты перед Суккотом. «На моей сукке вместо украшений разными видами фруктов просто есть этроги, висящие на протяжении всего времени празднования», – сказал он. На вопрос, как он может себе это позволить – этроги обычно не дешево стоят, от 30 до 500 долларов – Мостер объясняет, что он покупает настоящий плод для ритуальных целей и украшает свою сукку пластиковыми фруктами.