Новости

Как этрог и лев оказались на мозаике 1300-летней давности в Иерихоне?

5 ноября 2021, 13:30 Археология
Поделиться

Почему цитрусовые, также известные на иврите как этрог, изображены на великолепной мозаике на полу главного зала замка халифа в Иерихоне? По словам доктора Льва Арье Капитайкина, преподавателя исламского искусства в Тель-Авивском университете и Шенкар-колледже, решение включить плод в произведение искусства остается несколько загадочным, но оно показывает глубокую взаимосвязь между авраамическими религиями, пишет «The Jerusalem Post».

«Этрог считается в исламе загадочным фруктом», — сказал он. «На самом деле никто не знает, что это означает, возможно, это был символ плодородия, возможно, даже династической преемственности. Здесь он изображен с ножом возле трона, что подчеркивает его важность. Интересно увидеть, как еврейский символ также стал важным в исламе».

Мозаика была открыта министром туризма и древностей Палестинской автономии Рулой Майй после долгой реставрации, стоившей 12 миллионов долларов, профинансированной правительством Японии. На церемонии также присутствовал посол Японии в Ливане и бывший посол по делам Палестины Окубо Такеши. С тех пор мозаика впервые открыта для публики. Майй выразил надежду, что этот артефакт будет способствовать развитию туризма в Палестинской автономии.

Дворец Хишама датируется первой половиной 8 века н. э., всего примерно через 100 лет после смерти Мухаммеда. Дворец был построен при династии Омейядов, первой крупной мусульманской династии. Омейяды правили огромной империей — включая территорию современного Израиля — около века. Купол Скалы в Иерусалиме был завершен при халифе Абд аль-Малике в 692-693 годах н. э. Мозаика была найдена к северу от Иерихона в Палестинской автономии, в здании, которое приписывают десятому омейядскому халифу Хишаму ибн Абд аль-Малику, построившему несколько дворцов и замков в этом регионе.

«Речь идет не о столичном дворце, а о месте отдыха», — заявил Капитайкин. «Это было невероятно роскошно. Мозаика покрывает главный зал дворца, где стоял трон». Это место, также известное как Хирбат аль-Мафьяр, было впервые обнаружено в 1894 году и впоследствии раскопано между 1934 и 1948 годами под руководством археологов Димитрия Барамки, который работал главным инспектором древностей, а затем директором Департамента древностей Британского мандата в Палестине. И Роберта Гамильтона, который также некоторое время был директором Департамента древностей. По словам доктора Дж. Дональд Уиткомб, адъюнкт-профессор исламской археологии в Чикагском университете, который в последние годы проводил дальнейшие раскопки в этом районе и написал несколько публикаций по этой теме, некоторые реставрационные и археологические работы были выполнены, когда Иордания управляла этим районом до 1967 года, а в 1996 году работы возобновились в рамках деятельности Палестинского департамента древностей и культурного наследия.

Великолепный комплекс включал около 150 акров садов, орошаемых через акведук, большой зал, баню, прихожую с крыльцом. Хотя дворец, вероятно, был разрушен землетрясением в 748 году, по словам Уиткомба, это место было повторно занято, перестроено и использовалось до конца 13 века. Великолепная каменная мозаика состоит из 38 больших плиток на площади 826 квадратных метров. «Речь идет об одной из крупнейших сохранившихся мозаичных поверхностей древнего мира», — отметил Капитайкин. «Ее изображения дают некоторое представление о жизни и удовольствиях омейядских князей». Великолепная мозаика в главном зале включает геометрические фигуры и цветочные узоры в ярких тонах. «Эти элементы, которые начали проявляться в тот период, станут доминирующими мотивами исламского искусства», — заметил Капитайкин.

Другая мозаика украшает меньшую комнату. «Это была комната для развлечений правителей», — отметил Капитайкин. «Здесь мы видим мозаику, на которой лев нападает на газель. В прошлом это интерпретировалось как символ войны, ислама, побеждающего своих врагов, но в настоящее время ученые придерживаются мнения, что он символизирует исламскую поэзию, посвященную удовольствиям любви и охоты. Эта комната могла быть тем местом, где они читали такие изысканные и нежные стихи». Традиционно ислам не одобряет изображение людей или животных. «На мозаике в большом зале не изображены живые существа, и ислам запрещает это делать, но хотя в религиозных и общественных зданиях этот запрет соблюдался, в частных помещениях было много изображений живых существ», — заявил Капитайкин. «Это был популярный обычай». Эксперт отметил, что мозаика была очень распространена в тот период времени в разных культурах, но сохранилось лишь несколько мозаик, относящихся к Омейядам, в том числе мозаики в Куполе Скалы и в Большой мечети Омейядов в Дамаске. «Я думаю, это действительно замечательно, что мозаика наконец-то вызывает восхищение у публики», — заключил Капитайкин. «Это поистине замечательный опыт».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции