Новости

Йосеф Кляйнман, самый молодой выживший, дававший показания на суде над Эйхманом, скончался в возрасте 91 года

5 мая 2021, 15:00 некролог
Поделиться

Йосеф Кляйнман, самый молодой выживший во время Холокоста, дававший показания на суде над нацистским функционером Адольфом Эйхманом, скончался в возрасте 91 года, сообщает JTA.

Кляйнман, живший в Иерусалиме, скончался 4 мая, сообщила телекомпания «Kan». Причина смерти не сообщалась. Кляйнман был одним из менее чем 180000 еще живущих в Израиле переживших Холокост. Кляйнман был одним из 110 свидетелей на суде 1961 года над Эйхманом, самым высокопоставленным немецким чиновником, отвечающим за истребление евреев, и, он оказался самым молодым из свидетелей. Его показания, данные сразу после того, как другой свидетель потерял сознание, касались судьбы подростков – евреев в Аушвице.

Депортированный в Аушвиц в 1944 году из Будапешта, когда ему было 14 лет, Кляйнман видел, как его мать и младшая сестра были отправлены на смерть. В ярких выражениях, которые привлекли внимание судей, Кляйнман описал Йозефа Менгеле, врача из Аушвица, которого он упомянул под его прозвищем «Ангел смерти», прибывшего на площадку на велосипеде с измерительным прибором. Подросткам, собранным там, сразу стало ясно, что те, кто был ниже ростом, умрут. «Каждый из нас стоял прямо», — заявил Кляйнман на суде. Он сразу понял, что он недостаточно высок. Его брат дал ему камешки, чтобы он положил их в башмаки и поднялся на нужную высоту. С помощью некоторых уловок Кляйнман остался со своим братом в числе тех, кто был обречен на рабский труд.

Кляйнман сказал, что молодые люди, которые были в лагере вместе с цыганами, вскоре смогли определить, убивали ли людей в крематориях. «Мы стали экспертами в вопросах дыма», — заявил он «Channel 13» в документальном фильме 2019 года. Его показания помогли отправить Эйхмана на виселицу. Кляйнман и его брат смогли выбраться из Аушвица, попав в группу рабочих, отправленную в Дахау. Он рассказал журналистам, что солдат – еврей американской армии, освобождавший лагерь, дал ему рубашку, которую он сохранил на всю жизнь. После освобождения он и его брат бродили по Европе, пока они не сели на корабль на Кипр, где они были интернированы, а в 1947 году им разрешили въехать в подмандатную Палестину. Он служил в израильской армии, а позже со своим братом открыл столярную мастерскую.

Примерно во время дачи свидетельских показаний Кляйнман начал побуждать органы, занимающиеся памятью о Холокосте, в Израиле собирать истории молодых людей, погибших во время Холокоста, которые до этого были в основном неизвестны. Он стал желанным оратором в школах и в войсках. Он всю жизнь сохранял полосатую кепку, которую он был вынужден носить в Аушвице. Ежегодно после сирены в День памяти жертв Холокоста он выходил из своей квартиры в Иерусалиме в кепке и держал в руках большую фотографию своей семьи, выстроившейся вокруг него, и его жены Хаи — тоже из числа выживших. По состоянию на 2019 год у него было трое детей, 16 внуков и четверо правнуков. «Ам Исраэль хай», — повторял он. «Народ Израиля жив».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции