Новости

Известный британский писатель, злобный антисемит, считающийся святым

17 июня 2018, 13:00 антисемитизм
Поделиться

Известный британский писатель с откровенно антисемитскими взглядами может скоро оказаться на пути к святости. Г.K. Честертон, журналист, автор и драматург, чьи работы остаются популярными в Великобритании более 80 лет после его смерти, стал предметом первоначального расследования католической церкви, которое будет опубликовано в следующем месяце.

Подготовленный в 2013 году епископом Нортгемптоном Питером Дойлом, отчет является первым шагом в процессе канонизации. Этот шаг, весьма спорный. Честертон выступал за то, чтобы евреи в общественной жизни носили особую одежду, а его работы наполнены антисемитскими клише. Он также продолжал оспаривать невинность Альфреда Дрейфуса, французского офицера, ставшего печально известной жертвой антисемитской судебной ошибки в 1894 году.

Согласно сообщению Daily Telegraph, в докладе предполагается, что бесплодные пары молятся Честертону прося «чудесного зачатия». Ватикан требует доказательств того, что те, кто считается святым, должны были совершить, по крайней мере, два чуда. Честертон, написавший более 80 книг, несколько сотен стихотворений, 200 рассказов и несколько пьес, станет первым английским святым с XVII века. Его романы включают «Наполеон из Ноттинг Хилл» и «Человек, который был Четвергом». Он больше всего известен вымышленным персонажем священника, который расследует преступления, отцом Брауном, он фигурирует в 53 его рассказах. Недавно BBC провела показ шестого сезона популярной драмы, в главной роли которой был рясоносный сыщик. Сериал стал глобальным хитом, продаваемым британским общественным вещателем в США, Скандинавии, Австралии и Германии.

Папа Франциск считается поклонником Честертона, который в 1922 году обратился в католичество. Как архиепископ Буэнос-Айреса, понтифик поддержал конференцию, посвященную писателю в столице Аргентины. Как только отчет будет опубликован, епископ Нортгемптон, один из 30 старших католических церковных лидеров в Великобритании, решит, просить ли Ватикан открыть официальное расследование или «дело» о том, следует ли считать Честертона святым. Канон Джон Удрис, священник, которому Дойл поручил проверку данных о Честертоне, ясно выразил свое сочувствие. Писатель был потенциально «важным примером» для Церкви, – сказал он газете «Catholic Herald».

Когда в 2013 году впервые было объявлено о решении Дойла создать отчет, это вызвало гнев некоторых британских евреев. В яростной атаке на Честертона, ведущий еврейский историк Джеффри Олдерман, утверждал: «Я никогда не перестаю удивляться тому, до чего доходят некоторые, чтобы оправдать или принизить явные выражения антисемитизма, сформулированные общественными деятелями, настоящими или прошлыми». Олдерман рассказал о том, как оппозиция Честертона капитализму привела его к защите изгнания Эдуардом I евреев из Англии в 1290 году. В своей «Краткой истории Англии» Честертон описал тех, кто был изгнан из страны, как «капиталистов своего времени» и похвалил монарха как «нежного отца своего народа». Олдерман также отметил нападки Честертона на симпатию британской прессы к Дрейфусу, с критикой «язвительного и иррационального единодушия английской прессы». Через пять лет после того, как Дрейфус был реабилитирован, писатель продолжал ссылаться на евреев, которые были «изменниками во Франции и тиранами в Англии».

В своей книге «Евреи Британии 1656-2000» историк Тодд Эдельман также включил Честертона в «поток грубого антисемитизма», который обрушился на ведущих политиков во время скандала Маркони 1912 года. Некоторые из членов либерального кабинета, которые были обвинены в ненадлежащем использовании информации о предстоящих правительственных контрактах, были евреями. «Самые опасные атаки в деле Маркони, – пишет Эдельман, – были выпущены Честертоном, его братом Сесилом, а также писателем и политиком Хилэром Беллоком. Их «враждебность к евреям» была связана с их оппозицией к либерализму, их отсталыми взглядами на католицизм, и их ностальгией по средневековой католической Европе, которую они представляли себе упорядоченной, гармоничной и однородной».

Честертон неоднократно выдвигал идею о том, что британские евреи не верны своей стране. В конце Первой мировой войны он написал лорду-главному судье Англии Руфусу Айзексу (в то время Виконту Редингу), предложив не участвовать в мирных переговорах с Германией. «Есть ли человек, который сомневается, что вы будете сочувствовать еврейскому Интернационалу?», – спрашивал Честертон. Три года спустя книга Честертона «Новый Иерусалим», в которой он выступал за то, чтобы евреям было разрешено занимать высокие посты, но они должны были носить восточную одежду. «Дело в том, что мы должны знать, где мы находимся; и он будет знать, где они есть, когда находятся на чужбине», – писал он. В интервью «Telegraph» Удрис признал споры вокруг Честертона и сказал, что представит мнения тех, кто «категорически против» дальнейшего продолжения процесса. Тем не менее, каноник сказал, что он не верит, что у Честертона была «расистская кость в его теле».

Против канонизации Честертона также выступили некоторые заметные католические голоса в Великобритании. «Стремление католической церкви объявить кого-то святым, говорит многое о Церкви, а также о заинтересованном лице», – написала на этой неделе журналист Мелани МакДонах. «И, если у епископа Нортгемптонского есть какое-то понимание, он объяснит вопрос о Г.К. прямо здесь. Потому что Честертон, несмотря на все его достоинства, был антисемитом». МакДонах ранее утверждала, что превращение Честертона в святого «просто не соответствует духу современного католицизма, который рассматривает иудаизм, как сказал Ватиканский собор, как старшего брата католической церкви».

Первоначальный импульс к канонизации Честертона исходил от американского Общества Честертона. «Я думаю, что он очень святой для нашего времени и может привлечь многих людей в Католическую церковь», – предположил президент общества Дейл Ахквист в 2013 году. Он привел тот факт, что труды Честертона привели людей к католической вере. Канонизация, которая может занять несколько десятилетий, проходит поэтапно, причем людям обычно предоставляется статус «почтенный», а затем «блаженный», прежде чем стать святыми.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции