Новости

Израильский сериал обнажает старые раны от этнического раскола среди евреев

17 апреля 2018, 19:00 Кино
Поделиться

Держащий в напряжении новый документальный сериал о проблематичной интеграции евреев из Ближнего Востока, вновь открыл старые раны этнического разрыва в рамках иудаизма, в преддверии 70-летия страны.

В то время как Израиль отмечает годовщину, выделяя свое процветание и успехи, страна все еще борется с расколами – и не только между евреями и арабами. Для сионистов, которые рассматривают евреев как приверженцев одной религии, внутриеврейский раскол особенно болезнен. «Грех предков» вызвал возмущение и недоверие, утверждая, что иммигранты систематически маргинализировались фанатичными бюрократами. Противоречие выявило, насколько сильные чувства связаны с историей отношений между евреями мизрахи, с Ближнего Востока и Северной Африки, и европейскими, известными как ашкеназим. «Это было государство, которое управляло их судьбами, не включая их вообще, обманывая их и навязывая им свою политику», – сказал режиссер Давид Дери. «До сих пор общество не очень глубоко занималось этими людьми».

Прибыв из арабоязычных стран на Ближнем Востоке и в Северной Африке после создания Израиля в 1948 году, многие иммигранты – мизрахи были отправлены в трущобные транзитные лагеря и в значительной степени оттеснены в сторону европейскими лидерами страны. Они уже давно жаловались на дискриминацию европейской элиты, которая традиционно доминировала в правительстве, в армии и экономике. В конечном итоге они нашли своего политического спасителя Менахема Бегина в партии «Ликуд» – хотя он был польским евреем.

Многолетний лидер оппозиции культивировал альянс аутсайдеров, который обращал внимание на их чувство обездоленности, и с массовой поддержкой мизрахи он пришел к власти в 1977 году, чтобы прервать почти 30 лет власти Партии Труда. Лояльность сообщества к Ликуду оставалась непоколебимой. С течением времени напряженность уменьшилась. Браки между мизрахи и ашкеназскими евреями стали обыденностью, а евреи мизрахи вошли в высшие эшелоны государственной и судебной власти, армии и шоу-бизнеса.

Но некоторые пробелы остаются. Например, никогда не было премьер-министра мизрахи. Количество заключенных-мизрахи намного превосходит число ашкеназов, а ашкеназы намного превосходят их по численности в академических кругах. Ашкеназы зарабатывают больше, чем мизрахи, по мнению исследовательского Центра Adva, хотя и меньше, чем в прошлом.

Сериал усилил внутреннюю дискуссию среди мизрахи о том, как решать прошлые обиды. Хотя многие мизрахи считают, что их нарратив был отвергнут, другие охотно дистанцировались от своих ближневосточных корней по прибытии. Эти усилия часто превращались в антиарабские настроения и поддержку жесткой линии Ликуда в отношении палестинцев.

«Грех предков» начинается в Йерухаме, городе рабочего класса на периферии Израиля, куда были отправлены семья Дери и тысячи других, когда это было немногим больше, чем песок, усеянный караванами. Стареющие родители Дери, приехавшие из Марокко, со слезами объясняют, как их просьбы к иммиграционным чиновникам, поселить их вблизи главных городов Израиля, были отвергнуты.

Новые иммигранты отправлялись в отдаленные города, чтобы помочь обеспечить безопасность границы Израиля в неспокойные годы после создания государства, но в фильме утверждается, что в основном это бремя несли мизрахи. Сериал опирается на стенограммы с заседаний Еврейского агентства – главного учреждения в стране по иммиграции, а также корреспонденцию и личные дневники чиновников. Он включает интервью с учеными, иммигрантами из Северной Африки и бюрократами того времени. Опираясь на малоизвестные документы, спрятанные в Центральном сионистском архиве в Иерусалиме, в сериале представлены факты, которые в основном известны ученым, но которые, по словам Дери, отсутствуют в публичных дискуссиях и учебниках по истории.

Документы показывают, что тем, кто сопротивлялся, угрожали, либо лишением пищи или тем, что у них заберут детей. Напротив, к европейским иммигрантам, как представляется, относились более мягко, и они часто оказывались в израильских городах или вблизи них. «Я была шокирована», – сказала Армейскому радио израильская певица йеменского происхождения Маргалита Цзаньани. «Нам рассказывали о титанах сионизма, людях, в честь которых названы улицы, и которые, простите меня, расисты». Документы, прочитанные вслух ветераном-телеведущим Яроном Лондоном, ашкенази, наполнены подстрекательскими формулировками, которые, по словам создателей сериала, указывают на расистские тенденции среди основателей Израиля.

«Как может быть построено будущее нации на таких человеческих руинах?» цитируется Хаим Шеба, старший сотрудник службы здравоохранения, который позже будет возглавлять крупную больницу, названную в его честь. Другие официальные лица обсуждают «примитивных» новых иммигрантов и ставят под сомнение их уровень интеллекта. С тех пор, как он транслировался в прошлом месяце, сериал стал частой темой обсуждения на ток-шоу, на телевидении и радио, и был показан в рамках специальных показов для официальных лиц и военачальников. Даже премьер-министр Беньямин Нетаньяху вмешался, обещая расширить доступ к документам, показанным в сериале.

Реакции варьировались от возмущения до призывов к действию. Израильский город пообещал изменить улицу, названную в честь процитированного в сериале чиновника, делавшего оскорбительные замечания против мизрахи. «При просмотре фильма, чувство гнева, отчуждения и даже отчаяния подкрадывается к вам. Но это чувство мотивирует меня делать, действовать, исправлять общество, пресечь цепь социальных неудач нескольких», – писал Михаэль Битон, мэр города Йерухам, в ежедневной финансовой газете Globes. «Это наш моральный долг перед иммигрантами».

apnews.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции