Израильские археологи радуются тому, что ничего не нашли
Обычно, когда археологи раскапывают руины древнего памятника, они надеются обнаружить важные реликвии прошлого. Но в прошлом месяце исследователи, раскапывавшие определенный участок филистимского города Гат, преследовали необычную цель: ничего не найти, пишет «Haaretz».
И, похоже, они добились своего. Археологи искали брешь в массивных укреплениях этого поселения железного века в центре Израиля, наиболее известного как родной город мифического гиганта Голиафа. Гат, также известный сегодня как Телль-эс-Сафи, был одним из главных городов – государств филистимлян, пока не был завоеван и разрушен около 830 г. до н. э. силами арамейского царя Азаила. В Библии говорится, что «Азаил сразился с Гефом и взял его» (2 Царей, 12:17), и, хотя среди ученых ведется много споров о том, какая часть библейского повествования исторична, это событие, скорее всего, действительно имело место.
«Существует множество археологических свидетельств осады и разрушений внутри и за пределами города соответственно», – объясняет Арен Мейр, профессор археологии из Университета Бар-Илан, возглавлявший экспедицию в Гате в течение 25 лет. Но до сих пор исследователям не удавалось найти следов того, где арамеи прорвали оборону филистимлян, а именно великую городскую стену, говорит археолог. Найти место, где был нанесен смертельный удар по некогда могущественному Гату, было одной из целей летних раскопок этого года, которые были последними раскопками под руководством Мейра.
Археологи вели раскопки у так называемых «водных ворот» – узкого прохода, который использовался для доступа к местному колодцу и небольшому сезонному ручью, протекавшему за пределами Гата. «Поскольку это была самая нижняя часть города и точка доступа к его главному источнику воды, имеет смысл предполагать, что именно здесь и произошло вторжение», – рассказал Мейр «Haaretz» во время недавней экскурсии по этому месту. Как и весь город, водные ворота были укреплены стенами толщиной более трех метров. Стены из сырцового кирпича стояли на массивном каменном фундаменте. Фактически, есть свидетельства того, что и без того впечатляющие укрепления, построенные в 11 или 10 веке до н. э., были дополнительно укреплены незадолго до разрушения Гата, возможно, в ожидании нападения Азаила.
Примерно в это же время были добавлены дополнительные защитные сооружения, а некоторые помещения, окружающие ворота, были заполнены грунтом, предположительно для укрепления конструкции, – говорит профессор Джеффри Р. Чедвик, археолог из Университета Бригама Янга в Юте. «Это действительно драматическая история отчаяния филистимлян перед лицом арамейцев», – говорит Чедвик, возглавлявший раскопки в этом районе стен. Завершает драматическую картину тот факт, что рядом с водными воротами впечатляющие укрепления внезапно прерываются на 10 метров. «Мы думаем, что именно здесь и ворвались арамеи, и мы надеемся подтвердить это, ничего не найдя – это похоже на то, как Сайнфелд занимается археологией», – шутит Чедвик, имея в виду эпизод знаменитого телесериала, в котором главный герой ведет телешоу о … ну, ни о чем. И действительно, там, где должна была продолжаться древняя городская стена, археологи обнаружили пустое место. «Нет ни фундамента, ни кирпичных стен, это, как если бы кто-то очень много работал, чтобы что-то там разобрать», – отмечает Мейр. «Это предположение, мы пока не можем полностью его доказать, но это справедливое предположение».
Занимавший более 50 гектаров Гат был расположен на ключевых торговых путях и когда-то был одним из крупнейших и самых процветающих городов Леванта с населением более 10000 человек. Такое процветание, вероятно, привлекло Азаила, правившего во второй половине 9 века до н. э. в Дамаске, столице царства Арам. Основываясь на библейском повествовании и следах разрушения, обнаруженных в Гате и других местах в регионе, мы знаем, что Азаил на короткое время превратил Арам в мини-империю, захватив южный Левант и победив царей Израиля, Иудеи и, конечно же, филистимлян Гата. Библия утверждает, что после победы над Гатом Азаил повернул, чтобы взять Иерусалим, столицу Иудеи, но город был спасен после того, как от арамейского царя откупились сокровищами из Храма (2 Царей 12:18). У нас нет внебиблейского подтверждения этой последней части истории, но совершенно точно известно, что разрушение Гата Азаилом было почти абсолютным.
В прошлые годы Мейр и его коллеги обнаружили следы осадной траншеи арамеев, считающейся старейшими остатками осадных сооружений, найденных до сих пор. Внутри города почти каждое строение покрыто слоем пепла, разбитой керамикой, обрушившимися стенами и другими признаками разрушений, которые нанес враг, пробив стены. Еще одним свидетельством отчаянной защиты Гата было недавнее обнаружение наконечника стрелы, сделанного из кости животного. Использование этого грубого и менее эффективного материала было истолковано как последнее средство на фоне нехватки сырья, которое не позволяло осажденным жителям Гата производить металлическое оружие, типичное для железного века.
После завоевания Азаила Гат был лишь ненадолго заселен в конце железного века как небольшое поселение, возможно, подданными Иудейского царства. Но руины былой славы, вероятно, все еще были видны в то время. Мейр ранее предполагал, что массивные стены города и общественные здания, возможно, вдохновили легенду о Голиафе, потому что древние люди часто интерпретировали такие большие сооружения как работу гигантов. Так что, скорее всего, Голиаф – великан был всего лишь мифом, а жители Гата были обычными людьми, которые в конечном итоге потеряли свои дома из-за империалистических амбиций царя Дамаска. А теперь возможное обнаружение бреши в городских стенах пополнило наши знания об очень человечной и ужасной истории падения филистимского Гата.