Новости

Израильская шпионская фирма отвергает предполагаемую связь с убийством Хашогги

5 декабря 2018, 15:00 Технологии
Поделиться

3 декабря израильская компания, известная своей сложной технологией наблюдения за телефоном, отвергла обвинения в том, что ее программное обеспечение для отслеживания, способствовало убийству саудовского журналиста Джамала Хашогги.

Группа NSO в прошлом сталкивалась с аналогичными утверждениями о том, что ее продукты использовались для подавления инакомыслия в других странах. Но предполагаемая связь с убийством Хашоги является самым громким делом на сегодняшний день, привлекающим новое внимание к секретной деловой практике компании и надзору израильского правительства за частными производителями оборонной продукции. Последнее обвинение против NSO было изложено в иске, поданном в израильский суд 2 декабря саудовским диссидентом.

В иске Омар Абдулазиз, резко критикующий саудовских правителей в Интернете, и живущий в изгнании в Канаде, сказал, что он дружил с Хашогги и что их сообщения контролировались саудитами с помощью программного обеспечения NSO. Абдулазиз  считает, что его сотрудничество с Хашогги было «решающим фактором» в убийстве американского обозревателя The Washington Post. Мужчины работали над проектом по обузданию промонархических саудовских Интернет-троллей.

Алаа Махаджна, адвокат саудовского диссидента, сказал, что в иске утверждается, что NSO продает технологии «диктаторским государствам», таким как Саудовская Аравия, чтобы шпионить за журналистами и правозащитниками. «Иск доказывает, что, используя эту технологию, Саудовской Аравии удалось проследить за Джамалом Хашогги и его взаимодействием с Омаром Абдулазизом», – сказал он. В иске говорится, что Абдулазиз был уведомлен о том, что его телефон был скомпрометирован, правозащитной организацией Citizen Lab. В нем приводятся новостные сообщения и другие источники, в которых утверждается, что NSO Group продала Саудовской Аравии технологию в 2017 году за 55 миллионов долларов. Абдулазиз требует около 160 000 долларов США возмещения за ущерб и приказа, запрещающего NSO продавать свои технологии Саудовской Аравии.

В комментарии для The Times of Israel, сделанном 2 декабря, NSO назвала иск «совершенно необоснованным». Она утверждала, что иск основывался на неточных «выдержках из прессы» и не демонстрирует «никаких доказательств того, что использовалась технология компании». «Мы применяем чрезвычайно скрупулезный подход к лицензированию наших продуктов, которые предоставляются только после полной проверки и лицензирования со стороны израильского правительства», – сказано в сообщении. Министерство обороны заявило, что оно «тщательно» в предоставлении экспортных лицензий, но отказалось комментировать свою политику, сославшись на вопросы безопасности.

Технология взлома смартфонов NSO Group, считается популярной у властей, стремящихся подавить инакомыслие на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Программное обеспечение израильской фирмы является частью большого семейства вредоносных программ, что позволяет шпионам осуществлять дистанционное управление телефонами из любой точки мира-превращая устройства в карманах объектов в мощные инструменты наблюдения. Компания заявила, что ее продукция «лицензирована для единственного использования, предоставляя правительствам и правоохранительным органам возможность законно бороться с терроризмом и преступностью в современном мире».

Основанная израильскими предпринимателями, NSO была продана в 2014 году за 130 миллионов долларов частной акционерной компании Francisco Partners. В настоящее время в ней работает около 600 человек, и, как считается, ее цена составляет более 1 миллиарда долларов. Компания редко общается со СМИ, не идентифицирует публично своих клиентов и даже не имеет веб-сайта. Но человек, знакомый с NSO, сказал, что компания постоянно контролирует свои продажи. Он сказал, что компания не ведет бизнес с 21 страной, включая Россию, Китай и Турцию, а также многие другие, заблокированные Министерством обороны. Он также отметил, что у NSO есть «комитет по этике», в который входят эксперты по правам человека и бывшие должностные лица США, которые должны проверять каждую продажу. Он сказал, что за последние три года комитет заблокировал сделок более чем на 100 миллионов долларов, хотя он отказался предоставить подробности. Источник говорил на условиях анонимности, потому что обсуждал внутрикорпоративную информацию.

Компания заявляет, что не помогает своим клиентам в процессе фактического мониторинга. Но человек, знакомый с NSO, сказал, что у компании есть ряд мер предосторожности для предотвращения злоупотребления ее продуктами. Например, она может регулировать, в каких странах будет работать продукт, и ограничивает, сколько людей может быть целями ее флагманского продукта «Пегас». По его оценке, в любой момент времени среди всех клиентов по всему миру существует не более 150-200 «целей». «Мы не допускаем злоупотребления нашими продуктами. Если есть подозрение в злоупотреблении, мы расследуем его и принимаем соответствующие меры, включая приостановление или прекращение контракта», – говорится в заявлении NSO.

NSO в течение нескольких месяцев находилось в центре внимания, поскольку диссиденты, журналисты и другие оппозиционные деятели утверждали, что технологии компании использовались репрессивными правительствами, чтобы шпионить за ними. К ним относятся мексиканские и катарские журналисты, которые уже подали иск против компании и сотрудник Amnesty International, который, как утверждается, был целью слежки с применением программного обеспечения. Любое возможное использование израильской техники для подавления инакомыслия в арабском мире может вызвать неудобные вопросы как для Израиля, который по-прежнему считает себя оплотом демократии в регионе, так и для стран, не имеющих официальных дипломатических отношений с еврейским государством.

Премьер-министр Беньямин Нетаньяху часто говорит о  потеплении связей с арабскими государствами, что широко рассматривается как ссылка на Саудовскую Аравию. В прошлом месяце Нетаньяху совершил знаковый визит в Оман, государство Персидского залива. Он пообещал, что в ближайшее время появятся дополнительные заявления. Любая связь Израиля с убийством Хашогги, даже косвенная или непреднамеренная, может осложнить стратегию Нетаньяху. Она также может привлечь внимание к непрозрачной экспортной политике израильского министерства обороны.

Итай Мак, израильский адвокат по правам человека, который крайне критично относится к экспорту израильских вооружений, сказал, что министерство обороны ведет слабую политику в отношении прибыльной отрасли, что дает Израилю преимущество перед конкурентами. «То, что предлагает Израиль, не ограничено», – сказал он. Он отметил, что, например, когда президент Филиппин Родриго Дутерте посетил страну в сентябре, он высоко оценил легкость покупки израильского оружия. «Та же история со шпионскими программами», – сказал Мак. В прошлом году МАК подал в суд ходатайство о прекращении использования NSO своей технологии в Мексике после сообщений о том, что она применяется для борьбы с правозащитниками, адвокатами и журналистами. Постановление суда не было обнародовано.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции