Итальянский художник Джованни Гаспарро возрождает антисемитский «кровавый навет» с картиной, изображающей средневекового ребенка-«мученика»
Итальянский художник, чья деятельность была отмечена католической церковью за ее преданность христианской тематике и мастерский стиль барокко, на этой неделе представил свое последнее полотно – гротескно-антисемитское изображение евреев с крючковатыми носами, участвующих в «ритуальном убийстве» испуганного христианского малыша.
Джованни Гаспарро, художник из адриатического портового города Бари, 24 марта загрузил на свою страницу в «Фейсбуке» изображения картины 7 x 5 футов, которая возрождает средневековый антисемитский «кровавый навет». То, что картина изобилует самыми низкими антисемитскими клише, является очевидным. Под названием «Мученичество св. Симона Трентского – еврейское ритуальное убийство», на нем изображен мальчик, окруженный толпой зловещих евреев, носящих пейсы и религиозные предметы, которые душат его, режут и пускают ему кровь Кисть Гаспарро целенаправленно подчеркивает стереотипы классического антисемитизма: большие крючковатые носы, пожелтевшие неровные зубы, окровавленные пальцы, внутреннее удовольствие от принуждения нееврейского ребенка страдать в манере, напоминающей Иисуса на кресте. Когда ребенок на картине плачет от страха, евреи хихикают и смеются.
Историческое событие, на котором основана картина Гаспарро, произошло 21 марта 1475 года, когда исчезновение двухлетнего ребенка по имени Симон в северном итальянском городе Тренто вызвало один из самых печально известных эпизодов в 900-летней истории «кровавого навета». Когда позднее тело маленького мальчика было обнаружено – согласно местным слухам, в подвале еврея по имени Самуил – во время христианского праздника Пасхи разразилась буря антиеврейского фанатизма. Вся еврейская община была арестована и вынуждена признаться под пытками, что убила Симона в кровавом ритуале, а 15 ее лидеров были сожжены на костре. В последующие века католическая церковь считала Симона мучеником.
Этот статус был отменен Папой Павлом VI в 1965 году, когда Ватикан издал «Nostra Aetate» – его историческое отрицание антисемитизма и обвинения в «Б-гоубийстве», которое возлагало на евреев коллективную ответственность за смерть Иисуса от рук Римской империи.
36-летний Гаспарро, художник, который концентрируется в основном на религиозных христианских темах, был высоко оценен некоторыми искусствоведами за его великолепную технику, а также за его выбор фигуративной живописи среди более современных форм художественного выражения. Но с этой последней работой Гаспарро, похоже, полон решимости возродить традицию христианского антисемитизма. 26 марта итальянско-еврейский критик Эстер Москати, написавшая о картине, возрождающей «кровавый навет» в итальянском еврейском издании «Mosaico», отметила приверженность Гаспарро «сакральному искусству – с особым вкусом к мрачному и гротескному (много плоти и много крови)». Москати закончила свое повествование замечанием, что Гаспарро теперь направляет свое мастерство художника «на работу, полную антиеврейской ненависти, как будто он чувствовал необходимость, в то время, когда фальшивые новости ведут к безумию, стряхнуть пыль с таких же поддельных новостей из темного и мрачного прошлого».
Гаспарро выставляет свои работы в Италии и других странах более 20 лет. Его карьерные достижения включают персональные выставки в Париже в 2009 году и на Венецианской биеннале в 2011 году. Также в 2011 году Гаспарро получил заказ от католической Архиепископии итальянского региона Аквила на восстановление средневековой базилики, сильно пострадавшей во время землетрясения. В 2013 году он был удостоен престижной итальянской премии Пио Алферано для «молодых и талантливых художников».