Новости

История евреев вновь включена в историю Мосула

29 октября 2020, 19:00 История
Поделиться

Виртуальный музей с воспоминаниями о Мосуле. Именно его и создает мосульский историк Омар Мухаммед, собирая рассказы и документы о забытом еврейском прошлом второго по величине города Ирака. По его словам, без этого его история будет неполной, и люди будут повторять одни и те же ошибки снова и снова.

«В 1958 году здесь произошла резня. Люди убивали друг друга на улицах, коммунисты против националистов. Из-за того, что это было предвзято задокументировано, эти преступники позже стали лидерами, героями. Это сформировало политический спектр Мосула». И это косвенно способствовало появлению радикалов так называемого «Исламского государства» (ИГ), или ИГИЛ, как их впоследствии называли, говорит Мухаммед. Именно поэтому в 2014 году, во время оккупации города ИГ, Мухаммед создал «Взгляд из Мосула», блог, рассказывающий всему миру о зверствах, совершенных членами этой воинствующей группировки. «Я не хотел, чтобы будущие поколения мосульцев нашли в своей истории те же пробелы, что и я», – говорит он. Пробелы вроде еврейской истории его города, которые он обнаружил только после того, как начал свое исследование.

Еврейское население Ирака, составляющее около 150000 человек, начало покидать страну из-за дискриминации и преследований пронацистским режимом Багдада во время Второй мировой войны, и после основания государства Израиль. Несмотря на то, что Ирак не имел границ с новым государством, он все же отправлял солдат воевать и умирать там. В начале 1950-х годов две трети евреев уехали в соответствии со специальным законом, который заставлял их оставлять все свое имущество. Сегодня в Ираке почти не осталось евреев – а те, кто остался, скрываются под личиной обращенных в ислам. Их история забыта, их кварталы заброшены из-за пренебрежения.

Гонка со временем

Мухаммед хочет вновь вернуть евреев в историю Мосула из-за важности разнообразия для мира в его городе. До исхода здесь было всего 15000 евреев, что намного меньше, чем 100000 в Багдаде. «Какой вред могли причинить эти люди?» вздыхает Мухаммед. Но болезненно осознавая свою малочисленность, они чувствовали сильную потребность в защите. «Когда живешь в постоянном страхе…», – говорит он, отмечая, что хорошо представляет это чувство, поле жизни под оккупацией ИГ. «Это ужасно, когда ты каждый день думаешь о своей безопасности».

Желая дать этим почти забытым мосульцам голос, он собрал документы со всей Европы. Французские, османские и британские, они включают списки имен, подробности о социальном и экономическом положении еврейской общины, переписку, карты и даже планы синагоги Сассуна в Мосуле, которая сейчас частично разрушена. Мухаммед также поговорил с членами еврейской общины Мосула, которые сейчас живут за границей – в Хайфе, Тель-Авиве, Европе и США – и до сих пор помнят город таким, каким он был до их отъезда. Он очень торопился из-за возраста этих людей. Когда они умрут, их истории умрут вместе с ними.

Еврейская идентичность в Ираке

Мухаммед отмечает, что большинство евреев были в хороших отношениях с другими горожанами, включая элиту города, и у них часто были деловые партнеры из числа христиан и мусульман. Это касалось и отца Дены Аттар, который родился в Мосуле в 1914 году, как сын еврея-торговца специями и матери-курдской еврейки. Аттар говорит, что она начала беседовать с ним о его жизни в Мосуле по почте в 1980-х, когда он жил в Израиле, а она в Лондоне. Он уехал перед Второй мировой войной, чтобы учиться в Лондоне, но только потому, что старший брат его отца, который был раввином, постановил, что заставлять его бросить школу и работать в бизнесе в возрасте 12 лет будет «грехом». Поскольку еврейские школы города могли дать образование только на определенном уровне, отец Аттар также посещал мусульманскую школу в Мосуле. Судя по его рассказам, разные религиозные группы смешивались, что тоже приводило к инцидентам. Например, когда евреи ходили босиком на Йом-Кипур, молодые мусульмане бросали на улицах битое стекло. Но в то время, как евреи Багдада стали жертвами погрома «Фархуда» в 1941 году, евреи Мосула смогли защитить себя, потому что еврей-телеграфист смог предупредить свою общину.

«Он очень гордился своими родителями», – вспоминает Аттар о своем отце. «Они оба были неграмотными. Но мой дедушка ездил в Саудовскую Аравию, чтобы продавать свою специальную мазь для верблюдов, и даже выучил местный диалект!» Аттар говорит, что, национальность не имела большого значения для ее отца. «Он во многом идентифицировал себя как еврей». Ее отец умер в 2003 году в возрасте 89 лет.

«Облачный» музей

Чтобы сохранить подобные истории, Мухаммед записал интервью, которые он проводил, на «Zoom», отредактировал их и добавил контекст. Вместе с отсканированными документами они составляют его «облачный» музей, который предоставит исследователям кладезь новых материалов. Историк, который переехал в Европу по соображениям безопасности, не получает никакого финансирования или помощи, и работает над своим виртуальным музеем параллельно с написанием своей кандидатской диссертации. Мухаммед рассматривает свой музей в первую очередь как подарок своему городу. «Он будет посвящен мосульцам. Теперь у нас есть правильный нарратив, который мы можем передать следующему поколению. Потому что мы не можем допустить повторения ситуации с ИГИЛ» – говорит он.

dw.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции