Новости

Искусство проливать свет на подарки с возможными нацистскими корнями

7 января 2019, 14:00 искусство
Поделиться

Когда Жорж Ф. Келлер начал жертвовать картины таких мастеров, как Анри Матисс и Сальвадор Дали, в Художественный музей в Берне, его репутация не вызывала сомнений. Швейцарско-бразильский гражданин был уважаемым торговцем произведениями искусства, который подарил музею 116 произведений с 1950-х годов до своей смерти в 1981 году. Но в прошлом году исследователь происхождения работ, экспонируемых в музее, наткнулся на архивный документ, связывающий Келлера с Этьеном Бинью, французом, которого теперь считают подозрительным арт-дилером, потому что он торговал произведениями искусства с немцами в оккупированном нацистами Париже.

Впрочем, для музея Берна потенциальные неприятности от подарков с возможными нацистскими связями не были новостью. Музей был единственным наследником сотен произведений искусства, оставленных Корнелиусом Гурлиттом, который умер в 2014 году, и чей отец, Хильдебранд, был поставлен нацистами для того, чтобы продавать произведения искусства, украденные у евреев или конфискованные как «дегенеративное» искусство. Дело привлекло к себе всеобщее внимание, и продолжался тяжелый процесс возвращения сокровищ Гурлитта их законным владельцам. Но есть признаки того, что мытарства с коллекцией Гурлитта с тяжелой юридической и исторической ответственностью, сопровождающей произведения искусства, изменили отношение по всей Швейцарии к обязанности музеев в отношении искусства подозрительного происхождения.

«Я ясно вижу разницу до и после дела Гурлитта», – сказала AFP директор Художественного музея Нина Циммер. «Климат изменился, тон изменился, вопросы изменились, и я думаю, что мы все согласны с тем, что задача музея – посмотреть, откуда берутся коллекции, и дать ответы», – сказала она.

Кем был Жорж Ф. Келлер? Келлер и Бинью вместе работали в Париже в галерее Жоржа Пети, которая специализировалась на работах импрессионистов, до ее закрытия в 1933 году, согласно архивам, опубликованным в «Справочной библиотеке по искусству» Фрика. Бинью затем создал свою собственную одноименную галерею во французской столице с Келлером, который также имел французское гражданство, в качестве его партнера. Позже Келлер стал директором нью-йоркского отделения галереи Бинью, показывают архивы.

Амели Эббингхаус, исследователь происхождения произведений искусства в фирме Art Loss Register, сказала, что документы как французского государства, так и союзных держав указывают на то, что Бинью торговал с немецкими покупателями в Париже и был идентифицирован в то время, как «коллаборационист». «Это, естественно, не означает, что работы были получены из проблемных источников, но этого нельзя исключать», – сказала она. Не ясно, что потенциально сомнительные связи Бинью означают для работ, которые Келлер подарил Художественному музею включая «Синюю блузку» Матисса (1936).

Циммер сказала AFP, что у нее были свои вопросы о Келлере до того, как была установлена его ​​связь с Бинью, поскольку ни одно из его пожертвований различным швейцарским музеям не было предоставлено с документацией об их происхождении. «Мне всегда было любопытно», – сказала она. «Мы почти ничего не знаем о том, откуда появились эти работы, прежде чем он передал их нам». Но как только связь Келлер-Бинью была подтверждена, «сразу стало ясно, что нам нужно больше знать об этих работах», сказала она.

Музей Берна подал заявку на федеральное финансирование для проведения полного обследования наследия Келлера. Этот подход – и новые швейцарские правительственные гранты для исследования происхождения – указывают на изменение практики в стране с различным опытом, касающемся украденных нацистами произведений искусства. «Швейцария придерживалась позиции, что она была нейтральной, свободной страной, и что любая торговля, которая происходила в Швейцарии в период с 1933 по 1945 год, не испытывала влияния нацистов», – сказала Эббингхаус. Но эта точка зрения не обязательно разделялась другими странами, которые указывали на произведения искусства, продаваемые в Швейцарии по сниженным ценам евреями, бегущими от нацистов, сказала она.

В конце 1990-х Швейцария и другие страны были вынуждены исследовать свою историю Второй мировой войны не только в отношении украденного искусства, но и по поводу банковских счетов и золотых депозитов. Было разработано международное соглашение 1998 года о возвращении произведений искусства, похищенных нацистами, известное как Вашингтонская декларация. Вопрос о том, что представляет собой украденное искусство, а также исследования, предполагающие, что, возможно, тысячи произведений, хранящихся в Швейцарии, были проданы евреями под угрозой, продолжают вызывать споры. Однако швейцарские музеи и аукционные дома проявляют все большую осторожность при работе с проблемными предметами, сказала Эббингхаус AFP.

Установление права собственности на украденное произведение, не говоря уже о выявлении законного наследника, как известно сложно. Это подчеркивалось в известных случаях, таких как битва между американским потомком жертвы Холокоста и австрийским музей Бельведер за шедевры Густава Климта, которые были показаны в фильме 2015 года «Женщина в золоте» с Хелен Миррен в главной роли. Циммер говорит, что проблемами для Швейцарии являются отсутствие квалифицированных исследователей происхождения произведений искусства и ограниченное финансирование. Но она также выделила частные архивы как препятствие, которое угрожает всем расследованиям происхождения произведений искусства. «Иногда у вас есть большой прогресс, а затем вы обнаруживаете, что следующий документ, который вам нужен, находится в семейном архиве, и вам нужно убедить их открыть его для вас», – сказала она. И это может быть довольно сложной задачей, добавила она.

Она подчеркнула, что бернский музей будет продолжать настаивать на проведении исследований в области происхождения произведений искусства, налаживая связи с университетами и создавая программы для подготовки нового поколения специалистов. «Нам нужно копнуть глубже, и мы это сделаем», – сказала она.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции