Искусство и этика смешиваются, когда скандальная «сокровищница Гурлитта» нацистской эпохи прибывает в Израиль
Долгожданная выставка в Израильском музее, демонстрирующая работы, когда-то принадлежавшие арт – дилеру, связанному с нацистами, обеспечивает мощное сочетание искусства, истории и этических дебатов.
Выставка «Судьбоносный выбор: произведения искусства из сокровищницы Гурлитта» содержит около 100 произведений искусства из коллекции, насчитывающей 1500 предметов, обнаруженной в 2012 году, которая была собрана Хильдебрандом Гурлиттом, директором музея, торговцем произведениями искусства и, возможно, агентом гитлеровского режима. Эта находка стала сенсацией, когда она была впервые обнаружена, но впечатление о ней было испорчено осознанием того, что она, безусловно, включала в себя предметы, конфискованные или украденные у семей, которые пострадали и погибли во время Холокоста. Несколько работ из коллекции действительно были возвращены прежним владельцам.
Открытие выставки, которая официально открывается 24 сентября и закрывается 15 января 2020 года, было отпраздновано вечером 23 сентября, когда ее куратор Шломит Штейнберг, директор музея Идо Бруно, посол Германии в Израиле Сюзанна Васум-Райнер и другие высокопоставленные гости из Германии и Швейцарии собрались, чтобы посмотреть выставку. Три галереи, предоставившие картины для выставки, исследуют работы из этой коллекции и раскрывают разнообразие произведений искусства, которые Гурлитт накопил на протяжении своей карьеры.
Некоторые работы с выставки были приобретены Гурлиттом для Музея Линца в Париже через посредников из числа арт – дилеров, и их происхождение проверяется. Около 20 других работ были конфискованы из немецких музеев в 1937 году как «дегенеративное искусство» или искусство авангарда и были куплены Гурлиттом в период с 1938 по 1940 годы, чтобы продать их коллекционерам за пределами Германии. Есть картины, рисунки и гравюры Мане, Моне, Ренуара, Отто Дикса, Оскара Кокошки, Георга Гоша и Макса Бекмана, которые представлены наряду с голландскими натюрмортами 17-го века, пастелью рококо 18-го века и портретами 19-го века. На табличках с описанием многих, но не всех произведений искусства сказано о том, что исследование их происхождения продолжается, наряду с поиском законных владельцев произведений искусства.
Это один из аспектов сложного процесса исследования и демонстрации произведений искусства, части сокровищницы, обнаруженной в мюнхенской квартире Корнелиуса Гурлитта, сына Хильдебранда (умершего в 1956 году). Открытие тайника попало в заголовки газет во всем мире и оживило эмоциональную дискуссию о том, насколько тщательно послевоенная Германия разбиралась с проблемой произведений искусства, разграбленных нацистским режимом. Хильдебранд Гурлитт был известным директором музея и поборником такого авангардистского течения как экспрессионизм, модернистского движения, возникшего в Германии в начале 20-го века. Он потерял два поста директора значительных музеев подряд и стал арт – дилером, все более вовлекаясь в нацистскую систему по мере ее прихода к власти. Позже Гурлитт стал одним из четырех арт – дилеров, получивших от нацистов поручения продавать современные произведения искусства за рубежом, а в 1942 года он получил задание покупать произведения искусства в рамках так называемого «специального задания», – утопической музейной коллекции, которую пытался создать Адольф Гитлер.
О шокирующем открытии коллекции в 2012 году рассказывается в захватывающем документальном фильме, созданном музеем для выставки, который показывают в галерее. Когда младший Гурлитт умер в 2014 году, он оставил коллекцию небольшому швейцарскому Музею изящных искусств в Берне. Первая выставка картин из состава коллекции открылась в ноябре 2017 года — после предварительного исследования, проведенного специальной группой экспертов по искусству со всего мира, включая Штейнберг, куратора отдела европейского искусства в Музее Израиля. Приблизительно 500 работ остаются в Германии, ожидая вердикта специальной группы, созданной правительством, чтобы закончить исследование часто темного происхождения предметов из коллекции.
Выставка в Музее Израиля организована в сотрудничестве с бернским музеем и является пятой выставкой, где представлены материалы коллекции, после двух в Берне, одной в Бонне и одной в Берлине. «Это не обычная художественная выставка», – сказал директор Музея Израиля Бруно. «Она появилась из скрытых уголков времени». «Он все еще остается загадкой», – сказал он о Хильдебранде Гурлитте. На выставке представлены сведения о биографии старшего Гурлитта, а также данные об украденном искусстве в нацистской Германии. Она открывается подборкой работ некоторых членов семьи Гурлитта, мечтательными пейзажами, предшествовавшими Второй Мировой войне и Холокосту, прежде чем перейти к работам, которые Гурлитт собирал на протяжении всей войны.
«Произошло беспринципное разграбление произведений искусства, ставшее беспрецедентным в истории искусства», – подчеркнул Гюнтер Винандс, глава департамента федерального правительства Германии по культуре и средствам массовой информации, который также присутствовал на открытии выставки. «Выставка должна решить эту проблему. Она показывает, как трудно отследить судьбу картины», – сказал он. По словам Винандса, девять произведений искусства были опознаны как украденные нацистами, цифра, которая «может показаться небольшой, но каждое из них имеет огромное значение», – сказал он. «Мы надеемся, что выставка приведет к новым зацепкам. Этому не будет конца, это отправная точка для Германии, чтобы извлечь уроки на будущее».
«Выставка проливает свет на систематическое разграбление произведений искусства нацистской Германией», – заявила г-жа Васум-Райнер, посол Германии. «Выставка имеет видимый успех благодаря удивительному международному сотрудничеству в области исследований происхождения. Она отдает дань уважения семьям, коллекционерам и художникам, которые пострадали во время войны».