Новости

Иранский шпион и друг заложников

3 марта, 14:00 Израиль, Иран
Поделиться

Он закончил Национальную программу подготовки технических специалистов, работал техником на химическом заводе — и предложил продать Ирану информацию о ядерном реакторе в Димоне, пишет журналистка «Ynet» Илана Куриэль.

29-летний житель Беэр-Шевы Дорон Бокобза обвиняется в установлении контакта с Исламской Республикой и предложении продать ее агентам информацию, включая утверждения о том, что у него был «доступ к Ядерному исследовательскому центру» в Димоне. В обвинительном заключении, выдвинутом против него, он обвиняется в контакте с иностранным агентом и передаче информации врагу.

В статье, опубликованной в прошлом году о студентах Технологического колледжа для технических специалистов в Беэр-Шеве, которые закончили ту же Национальную программу подготовки технических специалистов, Бокобза был одним из опрошенных. Он рассказал тогда: «С того момента, как я окончил университет в июле 2023 года, я подписал контракт в качестве сотрудника отдела контрольно-измерительных приборов и управления «Haifa Negev Technologies». В настоящее время я являюсь кандидатом на единственную в стране должность менеджера по контрольно-измерительным приборам нового аммиачного завода».

На своей странице в социальных сетях Бокобза  репостнул, среди прочего, пост бывшего министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира под названием «Я обвиняю» и написал: «Я присоединился к борьбе за спасение Негева. В рамках борьбы с одобрения израильской полиции создается патруль «Barel Patrol» — патруль из волонтеров, который будет действовать в Негеве, чтобы восстановить безопасность жителей. Для создания подразделения мы проводим краудфандинговую кампанию на закупку вспомогательного оборудования. Я взял на себя цель по сбору средств, и я был бы рад, если бы вы могли присоединиться. Любая сумма приветствуется».

Депутат Кнессета Альмог Коэн из ультраправой партии Бен-Гвира «Оцма Йехудит», занимавший пост председателя Комитета по спасению Негева, к которому присоединился Бокобза, заявил, что никогда о нем не слышал. С 7 октября 2023 года Бокобза опубликовал несколько постов, призывающих освободить Ноа Аргамани — бывшую заложницу, похищенную с музыкального фестиваля «Nova» во время теракта 7 октября и позже спасенную в ходе дерзкой операции, — и ее партнера Авинатана Ора, который все еще находится в плену.

В одном из постов он написал о своем знакомстве с ними: «Ноа Аргамани, где мы были восемь лет назад? Улыбались и смеялись. Где мы были пять лет назад, на какой-то отдаленной горе в Боливии. Я арендовал мотоцикл, и ты доверилась мне настолько, что поднялась на крутой холм где  я сфотографировал тебя, смотрящую на реку Амазонку. Ах, Ноа, как тяжело мне было видеть твое похищение с Авинатаном, моим другом! Человеком, которого я считал своим спасителем. Ноа и Авинатан! Я жду вас! Скорее вернетесь, целые и невредимые!»

В особенно трогательном посте от ноября прошлого года Бокобза написал об их дружбе: «Авинатан Ор, я нашел человека, похожего на меня — того, кто, когда ему дают определенное время, просто приходит пунктуально и не теряет времени зря. Поскольку только мы двое были такими, у нас было много времени ждать вместе! Отличный парень», пишут журналисты «Israel Hayom» Ронит Зильберштейн и Рони Шкеди.

Он продолжил: «Я был взволнован, что понял твои чертежи как инженер-электрик, только что закончивший электротехническую теорию. Ты сидел и объяснял мне схемы и расчеты, а я был взволнованным ребенком, глядя на тебя как на спасителя. Ты танцевал на моей свадьбе так, как умеешь только ты. Самый высокий в группе, самый смешной и самый милый из всех, кого я встречал. Надеюсь, мы еще посидим за кружкой пива, я молюсь за тебя и за Ноа (Аргамани), с которой у меня тоже долгая история, охватывающая годы. Молюсь за вас как можно сильнее, жду продолжения нашей истории».

Бокобза был арестован в прошлом месяце в рамках совместной операции израильского подразделения по борьбе с тяжкими преступлениями и агентства безопасности «Шин-Бет» после того, как его заподозрили в контакте с иранскими агентами и выполнении заданий под их руководством в обмен на деньги.

Расследование показало, что Бокобза поддерживал связь с иранскими агентами разведки в течение нескольких месяцев и выполнял под их руководством задания, связанные с безопасностью, включая фотографирование секретных объектов и передачу информации.

В разговоре со своим иранским куратором Бокобза утверждал, что имеет доступ к Ядерному исследовательскому центру в Димоне и предоставил открытую информацию, связанную с объектом. Согласно обвинительному заключению, Бокобза «инициировал контакт, полностью осознавая, что он общается с иранским куратором, и что его действия могут нанести ущерб национальной безопасности».

Бокобза, бывший судебный пристав, связался с иранскими оперативниками через «Телеграмм», обратившись к профилям, отображающим национальный флаг Ирана. С декабря до своего ареста в феврале он поддерживал связь с иранским агентом, выполняя различные задания под его руководством. В рамках операции он открыл цифровой кошелек, на который поступило около 850 долларов в криптовалюте.

В декабре Бокобза отправил сообщение иранскому агенту на иврите, написав: «Я израильтянин, и я хочу работать с вами». Позже агент ответил на английском, спросив о его мотивах. Бокобза сослался на финансовые трудности и недовольство правительством. Затем агент поручил ему доказать свою лояльность, сняв себя на улице и сделав определенный жест рукой.

Позже в тот же день Бокобза снял себя, проезжающего по Беэр-Шеве, сделав пальцами знак «V». После отправки видеоролика иранский агент перевел 65 долларов на его цифровой кошелек. Через несколько дней агент поручил ему снять и сфотографировать продукты из супермаркета — молочные продукты, фрукты, овощи и их цены — в обмен на 130 долларов. Затем Бокобза отправил агенту неожиданное сообщение: «Вы нас не победите. Народ Израиля жив!»

Вскоре после этого Бокобза получил еще одно сообщение с того же связанного с Ираном профиля, призывающее его к сотрудничеству. «Работайте с нами, мы хотим дать вам много денег. У вас будет счастливая жизнь без забот», — говорилось в сообщении. Сначала он удалил сообщение и заблокировал профиль, но позже возобновил связь.

В дальнейшем обмене сообщениями Бокобза ложно утверждал, что является инженером-электронщиком, работающим на секретном объекте. Он отправил иранскому агенту скриншот «Википедии» с подробным описанием Центра ядерных исследований в Димоне. Агент ответил повторными сообщениями, предлагая существенное финансовое вознаграждение за сотрудничество. Позже Бокобза предложил встретиться с агентом за границей.

Бокобза отправил иранскому агенту фотографию коммуникационного шкафа, заявив, что это ключевой компонент, «отвечающий за тяжелую воду». Затем агент запросил пояснительное видео. В обмен Бокобза получил 650 долларов в криптовалюте.

Узнав об арестах двух резервистов ЦАХАЛа, обвиняемых в создании угрозы национальной безопасности из-за схожих связей с иранскими кураторами, Бокобза удалил свои сообщения с агентом и заблокировал профиль. Позже он отменил блокировку и написал агенту: «Эй, извини, что я тебя заблокировал, просто двое солдат, которые с тобой работали, были пойманы, поэтому я предпочел все удалить».

В 2021 году Бокобза резко раскритиковал то, что он считал снисходительным обращением с осужденными террористами в израильских тюрьмах. «Я служил в армии, я был боевым солдатом — три лучших года моей жизни! Я плачу налоги, они забирают их из моей честно заработанной зарплаты! А тот, кто убил, кто никогда не платил налоги, кто не служил в армии (по крайней мере, не в ЦАХАЛе), получает три килограмма мяса в неделю по своему выбору, «PlayStation» и премиум-пакет телевидения, который соперничает с лучшими услугами Yes (местный провайдер спутникового телевидения). Мне неловко», — написал он.

Новость об аресте Бокобзы потрясла тех, кто его знал. «Ни за что, я его знаю», — заметил знакомый, который познакомился с ним через группу футбольных болельщиков. «Дорон — мой ровесник, ему 29», — заявил он, явно ошеломленный, узнав, что обвинения касаются человека, которого он считал хорошим другом. «Это не соответствует человеку, которого я знаю. Мне он не кажется таким».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции