Иран отвергает прямые переговоры с США после ударов по Фордо, МАГАТЭ подтверждает остановку обогащения
Министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи заявил 26 июня, что Тегеран не собирается вести переговоры с Вашингтоном «на его условиях» после американских авиаударов по ядерному объекту в Фордо. «Наша постоянная позиция заключается в том, что Иран не против переговоров, но не готов вести их на условиях, продиктованных США. Мы отвергли прямые переговоры и предложили новый формат непрямого диалога, но никакого соглашения или договорённости о начале переговоров достигнуто не было», — сказал он.
Одновременно глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси в интервью французским СМИ подтвердил, что центрифуги на подземном объекте Фордо «больше не работают» после ударов США. «Эти машины крайне чувствительны к вибрации и требуют точной настройки. С учётом мощности применённых боеприпасов физические повреждения были неизбежны», — заявил он, подчеркнув, что технически обогащение урана на этом объекте в настоящий момент невозможно.
Согласно утечке разведданных, опубликованной CNN и “The New York Times”, ущерб, нанесённый иранской ядерной программе, может быть менее значительным, чем утверждает президент США Дональд Трамп. Хотя изначальная оценка указывает на «умеренные разрушения» на объекте Фордо, официальные источники заявляют, что большая часть центрифуг могла уцелеть, а запасы обогащённого урана не пострадали. Однако по данным МАГАТЭ, обогащение урана на месте фактически остановлено. Перед ударами Иран утверждал, что переместил 408 кг урана, обогащённого до 60 %, в «надёжное место», но новые сообщения ставят под сомнение эти заявления — часть материала могла оказаться под завалами.
Иранский парламент в ответ на удары принял закон о приостановке сотрудничества с МАГАТЭ. Тегеран обвинил агентство в том, что его выводы стали предлогом для атак. Гросси подчеркнул, что его главная цель — вернуть инспекторов на ядерные объекты, чтобы оценить ущерб и проверить состояние обогащённого урана.
Французский президент Эммануэль Макрон заявил на пресс-конференции в Брюсселе, что удары по Фордо оказали «реальное воздействие», но предупредил, что худший сценарий — это выход Ирана из Договора о нераспространении ядерного оружия. Он пообещал в ближайшие дни провести консультации с пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, чтобы не допустить этого шага.