Иерусалимская выставка раскрывает богатую историю йеменского еврейства
Новая выставка в Иерусалиме рассказывает о богатой истории и культуре евреев Южной Аравии, или современного Йемена, который был домом для процветающей еврейской общины на протяжении тысячелетий.
Выставка под названием «Йемен: от Сабы до Иерусалима» открывается в Музее библейских стран на следующей неделе и представляет множество редких древних артефактов, некоторые из которых никогда ранее не выставлялись. Царства Южной Аравии – Саба, Катабан, Хадрамаут и Маин – имели влияние на Ближнем Востоке два тысячелетия назад и регулярно торговали с древними евреями, экспортируя экзотические и ценные ароматы, такие как мирра и ладан, которые, согласно Танаху использовались в иерусалимском Храме.
«Я думаю, что это первая выставка такого рода, которая рассматривает историческую связь между древним Йеменом и йеменской культурой сегодня», – сказала «The Media Line» Аманда Вайсс, директор Музея библейских стран, перед открытием выставки. Кураторами выставки являются д-р Игаль Блох, Иегуда Каплан и Ори Мейри. На выставке представлены многочисленные редкие артефакты, некоторые из которых никогда ранее не выставлялись, а также рукописи, ювелирные украшения, одежда и фотографии. Многие предметы были взяты на время для выставки у Израильского управления древностей, израильских музеев и ряда частных коллекционеров.
«Южно арабские цивилизации и южно арабское искусство очень уникальны», – сказал «The Media Line» Иегуда Каплан, один из кураторов выставки. Каплан объяснил, что и ассирийцы, и вавилоняне имели торговые связи с Южной Аравией, как и римляне, которые особенно интересовались ароматическими маслами и специями, находящимися там. «Эта выставка действительно проливает свет на цивилизации, которые неизвестны не только здесь, в Израиле, но, может быть, и во всем мире, потому что Йемен не является областью, которая была должным образом раскопана и исследована, как Месопотамия и Египет – знаменитые библейские страны», – утверждал Каплан. «Было очень, очень мало экспедиций, в основном в 1950–1960-х годах из-за политической ситуации в Йемене, которая тянется до сего дня». «Вероятно, в песках Аравии еще много секретов», – добавил он.
Расположенный примерно в 1500 милях от Израиля, Йемен – самая отдаленная страна, упомянутая в Библии. Говорят, что знаменитая царица Шеба отправилась в Иерусалим, чтобы встретиться с царем Шломо, хотя археологических свидетельств этой встречи не существует. Многочисленные предания окружают прибытие евреев в этот район, в том числе рассказы, относящиеся к 1450 г. до н.э. и периоду Первого Храма (1000-586 г. до н.э.). Одна из легенд рассказывает, что царь Шломо отправил еврейских купцов в Йемен, чтобы найти золото и серебро для храма в Иерусалиме. Однако, согласно археологическим данным, «реальные свидетельства о евреях в Йемене встречаются гораздо позже, начиная с первого века н. э.», сказал Каплан. Интересно, что прибытие евреев в Южную Аравию также связано с появлением таинственного Химьяритского царства, правители которого начали следовать еврейским обычаям в 380 году.
«Чтобы объединить там кланы и другие образования, Химьяр решил фактически принять монотеистическую религию, вдохновленную иудаизмом», – отметил Каплан. «В то время евреи там очень процветали». Одна древняя надпись, представленная на выставке, описывает, как в этот период тело богатого йеменского еврея было перевезено на Святую Землю для захоронения. Властвование еврейской знати в Химьяре закончилось в 522 году н.э., когда царь Химьяра Юсуф, также известный как Зу Нувас, начал войну против христиан – эфиопов из царства Аксум, живших в его царстве. В ответ аксумская армия вторглась в Химьяр и победила его правителя, превратив царство в вассальное государство. После распространения ислама в регионе в седьмом веке, йеменские евреи подвергались преследованиям и были вынуждены платить ежегодный налог мусульманским властям. Несмотря на это, еврейская община стала развивать уникальные традиции.
«Мой дедушка родился в Йемене и приехал в Иерусалим маленьким ребенком. Они довольно отчаянно покинули Йемен в 1907 году и прибыли сюда в 1909 году», – рассказала Аманда Вайс «The Media Line». Многие йеменские евреи стали серебряных дел мастерами, так как это было одно из традиционных ремесел, которым им было позволено заниматься, включая деда Вайс, чьи кольца выставлены рядом с ритуальной одеждой и курильницами. Также на выставке представлены яркие работы фотографа Нафтали Хильгера, художника, который несколько раз приезжал в Йемен вплоть до начала гражданской войны в 2015 году, чтобы запечатлеть небольшую еврейскую общину, живущую там. Одна особенно увлекательная фотография показывает пожилого еврея, лежащего на спине, когда он небрежно читает религиозную книгу на иврите, но с одной изюминкой: книга расположена вверх ногами. «Это не постановочная фотография», – утверждает Вайс. «На самом деле это довольно распространенное явление, особенно среди старейшин йеменской общины, потому что в Йемене они учились примерно по одному и тому же экземпляру книги. Там не было разных экземпляров обычных и священных книг».
Вскоре после создания Израиля в 1948 году была проведена секретная операция, известная как операция «Ковер – самолет», и более 50000 йеменских евреев были перевезены по воздуху в новое еврейское государство. «Они никогда не забывали землю Израиля, и некоторые из артефактов, которые мы здесь показываем, действительно показывают это и тоску по Земле Обетованной», – подчеркнул Каплан. Сегодня в Израиле проживает более 400000 евреев йеменского происхождения, в то время как в Йемене остается лишь горстка. Тем не менее, хотя присутствие евреев в Йемене минимально, их богатая история не забыта.