Голландский судостроитель-христианин хочет отправить в Израиль свою копию Ноева ковчега в натуральную величину
В течение двух лет единственная в мире мореходная копия Ноева ковчега в натуральную величину ошеломляла пассажиров, путешествующих по реке Маас в Голландии.
Построенное в соответствии с характеристиками, описанными в Библии, судно длиной 390 футов возносится на 75 футов в высоту. Его отчетливая форма доминирует над береговой линией небольшого города, в так называемом Библейском поясе Южной Голландии. Затмевая даже некоторые современные круизные суда, ковчег стал международной туристической достопримечательностью, когда он был завершен в 2012 году после четырех лет строительства. Но человек, который его построил, благочестивый христианский бизнесмен Йохан Хейберс, не может дождаться, чтобы привезти своего исполина в Израиль – страну, о чьих проблемах и успехах, по его словам, он всегда думает. «По моему мнению предпочтительным местом для ковчега является Израиль», сказал JTA 60-летний Хейберс.
Его любовь к еврейскому государству и его жителям, по его словам, вытекает из того же импульса, который заставил его собрать около 5 миллионов долларов, чтобы построить ковчег. «Это может показаться пугающим, но я верю всему, что написано в этой книге, от корки до корки», – сказал он, указывая на копию перевода Библии на голландский язык. «Это копия Б-жьего корабля. Имеет смысл перевезти его на Б-жью землю». Хейберс планировал вскоре доставить корабль в Израиль, но лесные пожары в Израиле сорвали поездку. Теперь у него больше нет необходимых 1,3 млн. долларов, нужных для того, чтобы туда добраться (у ковчега нет мотора, поэтому Хейберсу нужно арендовать буксиры для его транспортировки). Хейберс планировал отправить ковчег в Бразилию, но эта попытка тоже провалились.
«Я люблю землю, я люблю страну, я люблю людей», – сказал он об Израиле. «Они не подчиняются, они делают то, что хотят, они воют, как сумасшедшие, толкаются, ожидая очереди и никого не слушают. Прямо как я». Он, сказал, что построил ковчег, «чтобы показать людям, что Б-г существует». Ковчег, который, по словам Хейберса, построили всего семь человек в течение четырех лет, доказывает, что Ноев ковчег действительно мог быть построен этим библейским персонажем. «Я хотел, чтобы дети приходили сюда и ощущали текстуру дерева, видели гвозди и видели, что то, о чем написано в книге, верно», – сказал он. В Библии Б-г предупреждает праведника Ноя о приближающемся потопе. Он поручает Ною с его семьей построить ковчег и собрать пары животных, чтобы они могли выжить в потопе, который должен был очистить Землю от грехов человечества.
Идея построить Ковчег пришла к Хейберсу когда он прочитал рассказ об этом своим детям после ужина вечером в 1993 году. «Я задавался вопросом, мог ли кто-нибудь построить копию ковчега», – сказал он. «И тогда я сказал вслух, что, если бы никто не сделал этого, я бы это сделал». Дочь Хейберса, Дебора, взволнованно передала новость своей матери, жене Хейберса, которая работала в полиции. Но это вызвало не больше, чем недоверчивый смешок. «Она сказала детям, что после того, как я закончу строительство своего ковчега, мы все можем отправиться в отпуск на Луну», – вспоминает он. Тринадцать лет спустя Хейберс завершил свою первую копию Ноева ковчега, получившую у голландских СМИ название «Ковчег Йохана». Она была всего 230 футов в длину и 33 фута в ширину, потому что это были максимальные разрешенные размеры для любого судна, проходящего по обширной сети каналов Голландии. «Я хотел распространять Божье слово в Нидерландах», – сказал он. Но его амбиции росли: «все спрашивали меня: почему это всего лишь половина размера указанного в Библии? Поэтому я продал меньшую копию и построил один в один».
Хейберс не единственный, кто использует ковчег, чтобы доказать подлинность библейской истории. В 2016 году в Кентукки открылся креационистский тематический парк Ark Encounter с ковчегом библейского масштаба. Но в отличие от судов Хейберса этот ковчег, находящийся в штате, не имеющем выхода к морю, не плавает. Ковчег Кентукки был построен с бюджетом более чем в три раза больше бюджета в Нидерландах. Хейберс сказал, что его команда была составлена из плотников без реальной подготовки, что добавило общей достоверности истории о судне. «У нас здесь были мясник, парикмахер и учитель», – сказал он. «Мы не профессиональные судостроители. Многие вещи здесь немного кривоваты».
Большой ковчег имеет стальной каркас и выполнен из американского кедра и соснового дерева. Его внутреннее убранство окружено боковыми палубами, чей впечатляющий размер еще больше увеличивается из-за их кривизны. Внутри относительно темно. Корабль имеет открытый амфитеатр в центре, соединенный с верхней палубой серией лестниц, по которым поднялись многие тысячи посетителей, большинство из которых дети.
Ковчег в настоящее время закрыт для посещения из-за разногласий между Хейберсом и местным муниципалитетом. Официальные лица Кримпен-ан-ден-Эйссел говорят, что они одобряют возобновление посещений, но требуют «определенной корректировки», ссылаясь на проблемы общественной безопасности. Хейберс сказал, что судно безопасно, застраховано и оснащено лучшим оборудованием для тушения пожара, чем это требуется по закону. Он также утверждает, что нежелание разрешить открывать ковчег в Кримпене – очень набожном городе – связанно с тем, что некоторые «очень строгие люди считают его запрещенным изображением образа Бога».
Когда он был открыт для публики, у ковчега был небольшой контактный зоопарк, из которого сохранился только вольер с попугаями и другими мелкими птицами. Хейберс сказал, что он не намерен сейчас размещать животных в ковчеге, «только чтобы показать, что они могут поместиться». На лодке есть киоски, кладовые и внутренние желоба для утилизации отходов. Помимо желания дать школьникам ощутимый опыт Ноев ковчега, у Хейберса были более мрачные причины для строительства двух деревянных ковчегов, которые он сделал. «Я считаю, что мы живем в конце времен», – сказал он. «Мы этого не осознаем. Люди никогда не были такими».
Выросший в низинной стране, население которой борется с водой более 1000 лет, Хейберс лучше, чем многие другие понимает риск наводнения. Он родился через пять лет после наводнения в Северном море 1959 года, в результате которого погибло более 2000 человек в обществе, которое все еще было искалечено разрушительными последствиями Второй мировой войны. «Вода придет. С гор, с моря, через Германию. «Как и в 1959 году», —сказал он. «Это звучит как гибель и уныние. Но я не боюсь этого». Ковчег, однако, не предназначен для спасения жизни Хейберса или его семьи, сказал он. «Мое выживание не является целью его постройки», – сказал Хайберс. «Ковчег предназначено для воспитания, напоминания о том, что наш мир меняется, будет продолжать меняться, как мы видим сейчас из-за глобального потепления, повышения уровня моря, пожаров».
Готовясь доставить ковчег в Израиль, он занят еще одним проектом, связанным с водой и Святой Землей. Хейберс разработал систему на основе гравитации, которая, по его словам, будет транспортировать воду от прибрежных опреснительных установок через пустыню в высыхающее Мертвое море. На случай бедствия Хейберс оставляет несколько лодок для своей семьи, сказал он, отметив, что одна из них может вмещать до 100 человек. «Возможно, мы в конечном итоге спасем окрестности», – сказал он.