Главный раввин Великобритании рассказал о ночевке в Сент-Джеймсском дворце
Главный раввин сэр Эфраим Мирвис рассказал «Jewish News», что он «не был готов» к своей реакции на встречу с королем и королевой сразу после того, как они были коронованы 6 мая в Вестминстерском аббатстве, пишет журналистка «Jewish News» Дженни Фрейзер.
Он заявил: «Там, где я сидел, троны Короля и Королевы были прямо в поле моего зрения. Я сидел в восьмом ряду от того красивого золотого ковра, на котором стояли их троны. Талмуд говорит, что царственность из плоти и крови является напоминанием о царственности небес. А это означает, что когда вы видите человеческую царственность, это напоминает нам о том, насколько велик Б-г. И очевидно, что Царь Царей имеет гораздо более высокую природу. Но когда я увидел буквально перед собой Короля и Королеву в коронах, в тот момент — это было что-то очень, очень особенное. Вокруг него была какая-то аура, она была осязаема, она просто была здесь, и вы могли ее ощущать. И это было то, к чему я не был готов: чувство просто пришло и было очень мощным. Так что для меня было огромной честью быть там в тот момент, чтобы представлять нашу общину».
Сэр Эфраим и его жена, леди Валери, были приглашены во дворец Сент-Джеймс вечером 5 мая и 6 мая, чтобы он мог одновременно соблюдать шабат и присутствовать на коронационной службе в аббатстве. Главный раввин был полон похвалы персоналу, который, по его словам, «действительно выполнил свою домашнюю работу» и приложил все усилия, чтобы сэр Эфраим и леди Валери чувствовали себя комфортно. Например, по его словам, в некоторых комнатах автоматически включался свет, когда входил человек. «Дворец следил за тем, чтобы кто-то всегда шел впереди нас, поэтому мы не участвовали во включении света». Он заявил, что у него «чувство глубокой привилегии за уважение, проявленное к британской еврейской общине. Я почувствовал огромную признательность нашим любезным хозяевам».
Хотя главный раввин Мирвис не стал вдаваться в подробности о «шабате, не похожем ни на что другое», он отдал должное церковным лидерам, которые ясно дали ему понять, что знают о шабате. «Да, это была коронация, но это также был шабат». Вечером 5 мая главный раввин присутствовал на службе в Центральной синагоге, а утром в шабат он молился на службе в 6 утра в Западной синагоге с Мраморной аркой с таким же «огромным присутствием». А потом был путь в Вестминстерское аббатство. «В последний раз коронация в шабат проходила в 1902 году для короля Эдуарда VII, и на ней присутствовал главный раввин Герман Адлер. Дворец хотел, чтобы я буквально пошел по стопам главного раввина Адлера», поэтому маршрут был спланирован и скопирован соответствующим образом после того, как сэр Эфраим совершил кидуш во дворце Сент-Джеймс. На всем протяжении пути сэр Эфраим слышал крики «Шалом» и «Шабат шалом» — пошутив, что первые крики исходили от неевреев, а вторые — от евреев. Главный раввин рассказал, что его не удивил сильный акцент на христианском богословии во время коронации, и, хотя он «не так хорошо знаком» с христианской литургией, он также не был удивлен несколькими ссылками на иудаизм, включая благословение, сделанное архиепископом Йорка, что является прямым повторением благословения коэнимов: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит тебя; Г-сподь просветит тебя и помилует тебя; Г-сподь обратит к тебе лицо Свое и даст тебе мир».
В конце коронации, когда король и королева покидали аббатство, в последний раз в знак признания шабата главный раввин и другие религиозные лидеры произнесли приветствие королю Карлу III, намеренно без микрофона. Религиозные лидеры сказали королю: «Ваше величество, как соседи по вере, мы признаем ценность государственной службы. Мы объединяемся с людьми всех вер и убеждений в день благодарения и служим с вами на общее благо». Для главного раввина это было возвращение во дворец для «замечательного шабатнего обеда, а затем сеуда шлишит», прежде чем отправиться на минху, а затем вернуться домой. Для Мирвисов это было поводом задуматься, происходило ли когда-либо в королевском доме так много шабатних мероприятий — зажжение свечей, кидуш, сеуда. Каждое из них почти наверняка было вехой и первым.
Наконец, что, как заметил главный раввин, что вы купите мужчине (и женщине), у которых все есть? В соответствии с хорошо задокументированной страстью короля Чарльза к окружающей среде — и собственной «глубокой заботой сэра Эфраима о более безопасной и защищенной планете» — план состоит в том, чтобы посадить рощу деревьев во имя королевской четы в лесу Дорот «Объединенной синагоги» в Норфолке. «Мы подумали, что это будет уместно». Он добавил: «Это были не мы лично, это была еврейская община, которую чествовали. И я чувствую себя очень привилегированным, что у меня была эта роль. То, что мы пережили, было от имени всех», — хотя с улыбкой он согласился, что его опыт уходит корнями в тесные отношения, которые он строил с королем на протяжении многих лет.