Главный раввин России Берл Лазар и Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода, в преддверии Хануки, направили поздравительные письма в еврейские общины России
Главный раввин России, поздравляя верующих с Ханукой, напомнил, что главная задача Хануки, как и каждого еврейского праздника – не столько вспомнить о тех или иных исторических событиях, «сколько самим почувствовать чудо, которое случилось тогда, и верить, что такие чудеса Б-г дает нам и при жизни нынешнего поколения». Он отметил, что во 2 в. до н.э., когда и происходили события, в память о которых мы отмечаем праздник, язычники требовали, чтобы евреи подчинились их формальной логике. И выполняли только те заповеди, которые поддаются рациональному объяснению. «Именно поэтому они не разбили кувшины с освященным маслом в Храме, а просто раскрыли их: дескать, мы не против, чтобы вы зажгли светильники. Но что масло должно быть освященным – это просто «суеверие», этого мы вам сделать не дадим», – писал Лазар.
Но, по его словам, евреи тогда поступили вразрез с бытовой логикой. «Найдя один кувшинчик неоскверненного масла, они сразу зажгли храмовый светильник, хотя прекрасно знали, что масла здесь только на сутки, чтобы изготовить новое, потребуется неделя, а зажигать светильник на один день нет смысла – ведь менора должна гореть постоянно, день за днем! Формальной логике язычников они противопоставили истинную логику, что дана нам в Торе: все законы природы от Б-га, и Он, если сочтет нужным, может через них переступить и явить людям чудо! И именно потому, что наши предки полностью вверились Г-споду и зажгли храмовый светильник, не дожидаясь, когда у них появится новый запас освященного масла – именно поэтому Б-г явил им чудо Свое!» – подчеркивал Главный раввин России. «Что это значит в сегодняшней ситуации?» – задался вопросом Лазар и сам же ответил: «В каком-то смысле мы сейчас находимся в сходном положении с нашими предками. У очень многих возникли трудности, не видно возможностей для полной самореализации, для того, чтобы увидеть настоящий свет в жизни. Возникает ощущение замкнутого круга, контакты ограничены, приходит темнота, И как раз Ханука поможет этот страх преодолеть – почувствовать силу внутри себя, осознать, что внешние ограничения не могут помешать нам жить полноценной жизнью, что только от нас самих зависит, сколько света мы увидим! Именно поэтому мы прибавляем в наших ханукальных менорах по свече каждый день: в первый вечер Хануки зажигаем одну свечу, во второй уже две, затем три и так далее, до самого завершения праздника, когда будут гореть все восемь свечей меноры. Это позволит нам каждый день видеть больше света внутри себя – ну, и, конечно, больше света распространить наружу. Ведь когда обретаешь свет в себе – ты можешь и должен».
«Да, время сейчас непростое. Но Ханука дает нам уверенность, что с Б-жьей помощью мы все преодолеем. Пусть свет Хануки ярко сияет в каждом доме, в каждой еврейской душе!» – резюмировал Главный раввин России.
Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода напомнив об истории Хануки, писал: «В Хануку мы открыто говорим о чуде спасения еврейского народа, о сохранении нашей веры и культуры. Мы зажигаем Ханукию дома и на главных площадях, а Хануку называем праздником света, фестивалем огней. Мы часто слышим о том, как даже маленькая свеча способна разогнать густую тьму и о том, как важно привнести как можно больше света в этот мир. И действительно, это главный постулат праздника с неоспоримым и истинным посылом» Он отмечал, что слово «Ханука» является однокоренным со словом «хинух» (воспитание и образование), и мы особенно фокусируемся на воспитании детей во время праздника, когда они сами зажигают свою Ханукию и получают «ханука гелт» (ханукальные деньги), чтобы они учились или даже приучались отделять от полученных денег часть на благотворительность. «Но в еврейском мировоззрении воспитание не ограничивается возрастом, мы призваны воспитывать и обучать себя всю жизнь… В книге царя Соломона «Мишлей» (Книга притчей) сказано: «Воспитывай отрока согласно пути его так, что, когда он состарится, не собьется с этого пути». Комментаторы поясняют, что означает «этот путь» — это путь воспитания себя на протяжении всей жизни. Один из важнейших уроков Хануки не только в воспитании детей, но в воспитании нас самих, порой гораздо сложнее приучить себя быть последовательным в добрых делах, чем поучать других. И мы видим, что действительное воздействие возможно только тогда, когда мы сами исполняем заповеди», – заявлял Борда.
Президент Федерации еврейских общин России также подчеркивал, что неотъемлемой частью хинуха является последовательность, поэтому в Хануку каждый вечер мы добавляем по одной свече. «Мы не сразу зажигаем все светильники, но проделываем определенный путь, постепенно привнося все больше света», – напомнил он. По словам Бороды главная задача света ханукальных свечей – выполнять функцию духовного маяка, указывающего куда человеку необходимо следовать и к чему стремиться. «Зажигая светильник, мы выполняем заповедь для себя, но одновременно с этим, выставляя менору на хорошо обозримое место, мы помогаем и другому человеку, напоминаем ему о его личном долге, ведь недостаточно только наблюдать ханукальный свет, важно самому зажечь его», – подчеркнул он.
Праздник Ханука один из двух еврейских праздников, установленных мудрецами, в отличие от праздников заповеданных в Торе, в праздник разрешена работа. С наступлением темноты восемь вечеров Хануки принято зажигать специальный подсвечник – Ханукию или ханукальную менору. В первый вечер зажигают одну свечу или лампадку с оливковым маслом, во второй – две, и так прибавляют по одной свече до последнего вечера, когда зажигают все 8 свечей. Также на меноре есть отдельный подсвечник, предназначенный для служебной свечи (шамаш), которой зажигают ханукальные свечи. По еврейскому календарю Ханука наступает 25 числа еврейского месяца Кислев и длится до 2 Тевета, что в этом году соответствует 28 ноябрю (с наступлением темноты) и 6 декабрю (до наступления вечера). В этот праздник принято открыто сообщать о чуде, проводить время в радости, есть пончики и латкес (картофельные драники).