Глава Украинского еврейского комитета считает дело против “еврейского ветерана” опасным прецедентом реабилитации военных преступников
Глава Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский прокомментировал в интервью британскому издания “Guardian” уголовное дело против “еврейского ветерана” Бориса Стекляра, возбужденное Генпрокуратурой Украины.
94-летний ветеран войны, полковник КГБ из Ровно Борис Ефимович Стекляр был обвинен в убийстве бойца Украинской повстанческой армии (УПА) Нила Хасевича. Материалы для возбуждения уголовного дела были подготовлены Украинским институтом национальной памяти и Украинским центром правозащиты.
Эдуард Долинский на своей странице в Facebook рассказывает, что ему неизвестно еврей ли Борис Стекляр или нет. В списках еврейской общины Ровно он не числится. “Но это не имеет никакого значения – еврей он или нет, – заявляет руководитель УЕК. – Имеет значение то, что директор УИНП Вятрович и некий Денис Полищук, которого обвиняют в убийстве Олеся Бузины, решили примерить на себя лавры Симона Визенталя и предстать в виде «охотников за нкведистами». В качестве жертвы избрали героя войны, многократно раненого, награжденного боевыми орденами и медалями, прошедшего всю войну простого украинского солдата, а впоследствии полковника КГБ Стекляра”.
Художник Нил Хасевич, в убийстве которого обвиняют Бориса Стекляра, во годы войны был коллаборационистом, активно сотрудничавшим с нацистскими властями. “Хасевич был членом ОУН (Организации украинских националистов), когда пришли немцы был мировым судьей, потом стал бойцом УПА. Вместе с УПА отважно боролся с мирными евреями и поляками. В юности на железнодорожном переезде потерял ногу. Рисовал в УПА плакаты и листовки. Пишут, что когда его брали вместе с двумя коллегами – он их застрелил, и сам застрелился. Вятрович же считает, что Стекляр кинул в бункер гранату”, – рассказывает Долинский.
Глава общественной организации выразил возмущение трактовкой дела Хасевича украинскими историками. “Преступники – это вооруженные бойцы УПА, которые убивали беззащитных мирных жителей – украинцев, евреев и поляков. Они совершили военные преступления, которые не имеют срока давности. Хасевич – это не художник, который с мольбертом в руках писал пейзажи на пленэре. Это был вооруженный боец УПА, который участвовал в самых страшных преступлениях против мирного населения. И погиб он с оружием в руках”, – указывает Эдуард Долинский.
Долинский назвал дело против Стекляра опасным прецедентом реабилитации военных преступников и призвал начать уголовное преследование еще живущих военных преступников – полицаев и бойцов УПА, которые совершали военные преступления.