Фургон, помогающий пережившим Холокост в Великобритании записывать свои истории во время пандемии
Ева Кларк, одна из самых молодых переживших Холокост, в течение многих лет рассказывала историю о том, как ее мать, весившая всего 68 фунтов, родила ее в концентрационном лагере всего за месяц до его освобождения, пишет JTA.
Но этой весной, когда Covid-19 парализовал общественную жизнь, посещения Кларк школ и общественных центров в Соединенном Королевстве «резко прекратились на неопределенный срок», – вспоминает она. Однако в этом месяце у нее появилась новая аудитория, когда к ее дому в Кембридже подъехал фургон. Внутри находился Энтони Лишак и модернизированный интерьер, который позволял ей безопасно рассказывать свою историю во время пандемии. Лишак в течение многих лет рассказывал о Холокосте молодежи, используя реальные свидетельства переживших Холокост и спасителей. Даже до пандемии время было не на стороне британских педагогов. По его словам, свидетельства от первого лица, представленные в прямом эфире, оказывают сильнейшее влияние на студентов, до которых пытается достучаться Лишак. Но выжившие умирают, а оставшимся в живых становится труднее с каждым годом выступать с докладами, которые он организует для них в британских школах.
Пандемия поставила это взаимодействие на паузу, отнимая время, которое он «не мог позволить себе потерять», – подчеркнул Лишак. Наконец, спустя несколько месяцев после начала пандемии, Лишак нашел выход из тупика. В последние недели он путешествует по Соединенному Королевству на фургоне, который превратил в защищенную от коронавируса мобильную студию для переживших Холокост, чьи свидетельства он собирает прямо у их домов.
«Я не могу сказать вам, как это выглядит в записи, но это гениальная идея», – говорит Лили Польманн, 90-летняя еврейка из Лондона, у которой Лишак также брала интервью в этом месяце. Польманн пережила Холокост во Львове, на территории современной Украины, благодаря мужеству Андрея Шептицкого, руководителя греко-католической церкви, и Имгарда Вита, государственного служащего Германии. Польманн и ее мать были единственными выжившими членами ее большой семьи. «При таких обстоятельствах, конечно, я не могла бы сделать этого вообще», – заявила она о своем недавнем выступлении в мобильной студии. «Я, к сожалению, не могу выйти на улицу. Так что я дома и никого не могу пригласить». «Это нестандартно, но это означает, что работа может продолжаться», – заявил Лишак ранее в этом месяце о студии, когда он собирался ехать, чтобы взять интервью у Кларк в своем арендованном кемпере «Volkswagen California Ocean», который он оснастил разделительной перегородкой из плексигласа для безопасности собеседников. По его словам, в фургоне есть отопление, выдвижной журнальный столик для выступающих и достаточно места, чтобы Лишак мог комфортно снимать с помощью широкоугольного объектива.
Лишаку, генеральному директору образовательной некоммерческой организации «Рассказ о Праведниках», нужна портативная студия, потому что для многих пожилых свидетелей видеоконференцсвязь затруднительна с точки зрения логистики. Некоторые летописцы Холокоста, в том числе Мемориальный музей Холокоста в США, обратились к видеоконференцсвязи для записи интервью во время пандемии. Но Лишак заявил, что предпочтительнее личные интервью. «Для многих выживших сложно организовать прямую трансляцию в «Zoom»», – отметил он. Но настоящая проблема в том, что ее качество не способствует тому, чтобы контент был пригоден для учащихся — аудитории, которую он стремится охватить. Отредактированные видеосвидетельства – превосходное средство для «поколения, которое привыкло к презентациям телевизионного качества», – отметил он. В январе, накануне Международного дня памяти жертв Холокоста, Реформистская синагога в Финчли, спонсор инициативы мобильной студии и одна из крупнейших еврейских общин Лондона, разместит интервью с Лишаком на своем сайте, чтобы обеспечить их охват тысячами зрителей.
«Вы можете записывать сеансы в «Zoom», но я сомневаюсь, что люди будут сидеть и смотреть их так же, как хорошо отредактированное видеосвидетельство», – заявил Лишак. Он подчеркнул, что дать выжившим право голоса в Международный день памяти жертв Холокоста — это «долг». Тема этого года в Соединенном Королевстве – «Будь светом во тьме». Кларк, администратор университета на пенсии, уверенно использует программное обеспечение для видеоконференцсвязи. Но интервью, которое она дала Лишаку у своего дома в Кембридже 14 декабря, было «гораздо более интимным, что, конечно, помогает рассказать историю». Лишак заявил, что близость, которая возникает во время встреч с пережившими Холокост и учениками старших классов, является «решающим фактором» в их заинтересованности в изучении Холокоста. По его словам, все это имело значение во время его работы в школах в бедных кварталах Манчестера.
Записанные интервью не будут такими мощными, как встречи в реальной жизни, но более эффективны, чем «хаотичные Zoom-трансляции», – отметил Лишак. «Это лучший вариант, который у нас есть прямо сейчас». В будущем он планирует дополнить видео с отзывами сеансом вопросов и ответов в реальном времени. Лишак сказал, что он также рассматривает возможность расширения студии в более крупную мобильную классную комнату, где можно было бы проводить личные встречи с выжившими и доставлять их к соответствующим мемориальным местам в Соединенном Королевстве и Европе. Таким образом, по его словам, «автобус будет подъезжать к дому свидетеля, а не наоборот, и во время той же поездки посетит памятное место или мемориал Холокоста».
75-летняя Кларк последние 15 лет рассказывала свою историю и историю своей матери Анки Кудровой, которая умерла в 2013 году. Кларк весила всего 1,5 фунта, когда она родилась в лагере смерти Маутхаузен в Австрии, где нацисты убили около 90000 человек, всего за неделю до его освобождения армией США. «Я считаю чрезвычайно важным рассказать эту историю, которую я вроде как взяла на себя после смерти моей матери», – заявила Кларк. «Я рассказываю историю своей семьи из чувства преданности ей и нашему обществу, чтобы предупредить других о том, к чему может привести расизм», – подчеркнула Кларк, посетившая сотни школ по всему Соединенному Королевству. «Это так много значит — иметь возможность продолжать свою работу».