Французский еврейский интеллектуал подвергся нападению антисемитов во время протеста «желтых жилетов»
Демонстранты, 16 февраля принимавшие участие в акции протеста «желтых жилетов» в Париже, выкрикивали антисемитские оскорбления в адрес одного из ведущих французских еврейских интеллектуалов, вызывая возмущение через несколько дней после того, как движение обвинили во всплеске антиеврейской активности.
Оскорбление 69-летнего философа Алена Финкелькраута произошло, когда десятки тысяч демонстрантов прошли по всей Франции, отметив три месяца с момента начала движения. Президент Франции Эммануэль Макрон осудил этот инцидент и назвал его «абсолютным отрицанием того, кто мы есть и что делает нас великой нацией». «Мы не потерпим этого», – написал он в Twitter. Высказывания президента стало одним из целого ряда подобных твитов: министр внутренних дел Кристоф Кастанер осудил «всплеск чистой ненависти», а пресс-секретарь правительства Бенджамин Гриво написал в Twitter, что «уродливый зверь скрывается в анонимности толпы».
Видеозапись, сделанная независимым журналистом, показала, что полиция принимает меры для защиты Финкелькраута, произраильского левого философа, который является одним из наиболее уважаемых мыслителей Франции. Протестующие выкрикивали: «Сионист!», «Возвращайся в Тель-Авив!» и «Мы – Франция!». Финкелькраут однажды проявил симпатию к движению, но подверг его критике в недавнем интервью ежедневной газете «Le Figaro». «Я чувствовал абсолютную ненависть», – сказал Финкелькраут воскресной газете Le Journal du Dimanche. Он выразил облегчение в связи с вмешательством полиции, добавив, что не все демонстранты были враждебны. Автор бестселлера, Финкелькраут, в 2016 году вошел в пантеон Французской академии, когда был принят в Академию Франсез, представляющую собой совет из 40 великих избранных, избираемых на всю жизнь.
На прошлых выходных в Париже произошел всплеск антисемитского вандализма, в том числе были обнаружены свастики, нарисованные на фотографиях пережившей Холокост Симоны Вейль, и нанесенное спреем на принадлежащую евреям бейгельную слово «Juden». Вандалы также осквернили памятник еврею, который был замучен до смерти антисемитской бандой в Париже в 2006 году. Дерево, посаженное на месте, где было найдено тело 23-летнего Илана Халими, было срублено, а второе дерево было частично подпилено.
Правительственные чиновники предположили, что в антисемитских инцидентах могут быть частично обвинены крайне левые и ультраправые активисты, которые принимают участие в еженедельных акциях протеста. Но они не представили прямых доказательств этой связи, а рост количества антисемитских инцидентов предшествовал движению, которое началось в ноябре. Министр внутренних дел Кристоф Кастанер сообщил 11 февраля, что число антиеврейских инцидентов, о которых сообщалось полиции, выросло в прошлом году на 74 процента до 541 с 311 в 2017 году. Протесты начались три месяца назад в ответ на повышение налога на топливо и породили массовые подражания по всему миру, даже несмотря на то, что французские демонстрации, по-видимому, выдохлись.
16 февраля, по данным министерства внутренних дел, в стране вышло на демонстрации 41 500 человек, что значительно ниже пика в 282 000 человек в первые недели протестов. В заявлении министерства говорится, что в Париже протестовали 5000 человек, но организаторы марша приводят цифры намного выше. «Нас 15 000, это означает, что движение растет, – сказал AFP на парижском марше Жером Родригес, один из самых известных деятелей движения. В ходе протестов люди прошли по Елисейским полям и пересекли реку Сену в престижном районе Парижа Рив Гош, выкрикивая лозунги против полиции.
Марион, медсестра, участвующая в марше в Париже, сказала AFP, что «великие национальные дебаты» Макрона – серия собраний в мэриях, начатая в январе, чтобы попытаться рассмотреть жалобы движения «желтых жилетов» – были всего лишь попыткой отвлечь внимание. «Мы не верим в это, мы не будем участвовать в этом», – сказала она. Но опрос 1001 человека, опубликованный Elabe 13 февраля, впервые показал, что многие (56 процентов) хотели бы, чтобы протесты прекратились, даже если большинство (58 процентов) все еще поддерживают движение. В нескольких городах произошли столкновения и аресты, а полиция в Париже задержала 15 из 26 арестованных, однако уровень насилия, по-видимому, снизился с прошлых выходных. Родригес, наряду с тремя другими людьми, предъявляет иск полиции, будучи раненным в глаз резиновой пулей, которая, по его словам, была выпущена полицейским.
14 февраля депутаты Европейского парламента приняли резолюцию, осуждающую чрезмерное применение силы против демонстрантов, после дискуссии об использовании оружия со стороны французской полиции. В тот же день группа экспертов ООН осудила то, что, по их словам, было непропорциональным применением силы полицией в ответ на насильственные действия демонстрантов.