Французские евреи обеспокоены тем, что ультраправый писатель-еврей стал лидером президентской гонки
Выживший в ужасном путешествии в Аушвиц помнит, как плакали малыши, пишет «Associated Press».
99 детей были зажаты среди 751 взрослого, хватавших ртом воздух, умиравших от жажды и голода, в поезде № 63, который отправился из Парижа 17 декабря 1943 года. В числе 828 пассажиров только этого поезда, убитых в лагере смерти, были 3-летняя Франсин Баур, ее сестра Мириам, 9 лет, их братья Антуан и Пьер, 6 и 10 лет, а также их родители Одетт и Андре. Все они родились во Франции, и их французское гражданство оказалось бесполезным при коллаборационистском режиме Виши, который объединился с нацистскими оккупантами страны в деле истребления евреев. И когда внучатый племянник Андре Баура, мэр центра Парижа, недавно увидел в своей ленте в «Твиттере» сообщение о том, что во французских СМИ появилось сообщение о том, что функционеры режима Виши спасли евреев Франции от Холокоста, он был возмущен. Еще хуже для Ариэля Вейля, мэра центра французской столицы, было то, что это опровергнутое утверждение исходило от претендента на пост президента Франции, который сам является евреем.
Этим человеком является Эрик Земмур, телевизионный эксперт и писатель, неоднократно обвинявшийся в разжигании ненависти, который находит огромную аудиторию для своих антиисламских и антимигрантских инвектив на ранних этапах президентской гонки во Франции. Он заполняет аудитории множеством людей, готовых плати за то, чтобы послушать его, и манит своих сторонников видениями прыжка, подобного Трампу, с маленького экрана в президентский Елисейский дворец во время голосования во Франции в апреле. Хотя Земмур еще не был официально провозглашен кандидатом, он до сих пор диктовал курс и содержание кампании. С растущими процентами поддержки в опросах, которые теперь постоянно выражаются двузначными числами, и способностью, подобно Трампу, вызывать ажиотаж — недавний видеоролик, в котором он направляет снайперскую винтовку на журналистов, набирает миллионы просмотров — Земмур отбирает эфирное время у уже заявленных претендентов.
Он также вывел их из равновесия, говоря об иммиграции и смертельной опасности, которую, по его словам, она представляет для Франции. Из-за чего его основным соперникам сложнее вернуть основной мотив кампании к темам, на которых они хотят сосредоточиться — борьбе с изменением климата и восстановлению после пандемии. Земмур действует как кандидат в президенты во всем, кроме имени. Его сторонники уже ищут средства и поддержку от избранных должностных лиц, которые необходимы кандидатам для участия в выборах.
Когда он позировал с винтовкой на выставке технологий внутренней безопасности «Milipol», сотрудник стенда заявил: «Вы будете президентом, г-н Земмур?», он ответил: «Да». Это ужасающий сценарий для французских евреев, которые потрясены тем, что Земмур приукрашивает режим Виши во главе с героем Первой мировой войны маршалом Филиппом Петэном. В конце Второй мировой войны его судили и приговорили к смертной казни, которая впоследствии была заменена пожизненным заключением. Тот факт, что Земмур сам является потомком берберских евреев из Алжира, о чем он с гордостью рассказывает, усугубила боль евреев, потерявших родственников в результате Холокоста.
«Только потому, что он еврей, он делает то, что никто другой сделать не может. И это просто отвратительно», — заявил Вейль в интервью Associated Press. «История сложна, но здесь все очень просто: Петэн не защищал французских евреев». Напуганные мужчины, женщины и дети, согнанные в поезд № 63, увеличили то, что к концу Второй мировой войны стало позорной цифрой в 74182 еврея депортированных из Франции. Большинство из них были отправлены на смерть в Аушвиц в Польше, оккупированной нацистской Германией, где погибло более 1,1 миллиона человек.
В феврале суд Парижа оправдал Земмура по обвинению в оспаривании преступлений против человечности, что является незаконным во Франции, за то, что в ходе теледебатов 2019 года он утверждал, что Петэн спас французских евреев от Холокоста. В своем приговоре суд заявил, что депортация иностранных и французских евреев «была осуществлена при активном участии правительства Виши, его официальных лиц и полиции». Суд добавил, что комментарии Земмура отрицали роль лично Петэна в истреблении. В приговоре отмечалось, что Земмур говорил сгоряча. Там также было отмечено, что во время суда Земмур проводил различие между заявлением о том, что некоторые французские евреи были спасены (используя французское слово «des»), что, по его мнению, было правдой, и тем, что все «французские евреи» были спасены (используя французское слово «les»), обобщение, которое, по его словам, он отвергает.
Тем не менее в прошлом месяце Земмур использовал слово «les», снова излагая свое мнение о режиме Виши в другом интервью, сказав: «Я говорю, что режим Виши защищал французских евреев и передал немцам евреев-иностранцев». «Это отвратительно, потому что эти бедные люди погибли», — добавил он. Адвокаты, которые оспаривают его оправдательный приговор в суде, ссылаются на это интервью в качестве доказательства при рассмотрении их апелляции в январе.
В политическом плане Земмур больше всего угрожает лидеру французских ультраправых Марин Ле Пен. После поражения во втором туре президентских выборов 2017 года от Эмманюэля Макрона она смягчила некоторые из своих политических предложений в надежде расширить свою привлекательность для избирателей. Но Земмур разрушает ее электоральную базу, переманивая избирателей Ле Пен, которые подозревают, что она стала мягкой. Некоторые опросы показывают, что они идут ноздря в ноздрю. Но оба последовательно отстают от Макрона, который, как ожидается, снова примет участие в выборах. В то время как оба изображают иммиграцию как угрозу французской идентичности, Земмур использует язык, против которого возражает Ле Пен и который, по словам его критиков, ставит его на позиции правее ультраправой.
В стране, где публичное обсуждение расовых вопросов не одобряется, Земмур — один из редких политических деятелей, открыто различающих цвета кожи. На недавнем митинге в Версале он описал «культуру пробуждения» (термин, обозначающий усиленное внимание к вопросам, касающимся социальной, расовой и половой справедливости) как заговор с целью заставить «белых, гетеросексуальных, католических» мужчин чувствовать себя «настолько полными вины», что они охотно откажутся от своей «культуры и цивилизации».
Что касается Виши, Земмур в последнее время пытался подвести черту под этой темой. «Я больше не обсуждаю исторические моменты», — сказал он в Версале. Но для французских евреев ущерб уже нанесен. Некоторые опасаются, что он уничтожил десятилетия работы исследователей Холокоста по документированию ужасов его режима. «Он отрицает то, что было очевидным, чего нельзя отрицать», — заявила 84-летняя Эжени Кайе, чей отец был депортирован из Парижа в Аушвиц и убит. «Какова его цель? Консолидировать вокруг себя всех избирателей Ле Пен».