Фрагменты утерянного свитка Торы вновь появились в немецком городе через 83 года после исчезновения свитка в Хрустальную ночь
Немецкий протестантский пастор передал фрагменты давно утерянного свитка Торы городу Герлиц на юго-востоке Германии через 83 года после того, как его отец, городской полицейский, завладел ими, пишет журналист JTA Тоби Аксельрод.
Хотя немцы нередко возвращают религиозные предметы, которые были утеряны или спрятаны со времен нацизма, фрагменты свитка Торы прошли необычно сложный путь, прежде чем были возвращены на прошлой неделе. Тору не видели со времен «Хрустальной ночи», погрома синагог и еврейской собственности в немецкоязычных странах 9 и 10 ноября 1938 года. По словам 79-летнего пастора Уве Мадера, который передал фрагменты городу, история началась с его отца Вилли Мадера.
Вилли родился в Герлице в 1914 году. Молодой офицер полиции проходил обучение, когда его вызвали в синагогу в ночь антиеврейского погрома. Уве Мадер сообщил газете «Saschsiche Zeitung», что его отец никогда не рассказывал о том, что произошло той ночью, поэтому неясно, как четыре фрагмента Торы на самом деле оказались у полицейского. Уве Мадер считает, что они, должно быть, были вырезаны кем-то, кто мог читать Тору и тщательно выбирал определенные отрывки, включая историю сотворения и Десять заповедей. Фрагменты переходили из рук в руки несколько раз за годы нацистской, а затем и коммунистической власти. В конце 1930-х годов Вилли Мадер принес пергаменты в Куннервиц на хранение своей подруге Герте Апельт и ее брату. Они, в свою очередь, передали их своему местному пастору Бернхарду Шаффранеку, который был назначен в июне 1940 года. Шаффранек спрятал пергаменты в своей библиотеке. Он умер в июле 1949 года. В 1969 году его вдова Магдалена передала их новому викарию в соседнем Райхенбахе Уве Мадеру, вероятно, зная, что именно его отец впервые получил их в 1938 году.
Магдалена Шаффранек попросила Уве Мадера никому не рассказывать, и он сдержал свое обещание, даже не сказав об этом своей жене. Он спрятал пергаменты в рулонах обоев в своем офисе. Когда он переехал в Куннервиц в 1977 году, он взял свитки с собой. Когда политически события 1989 года привели к объединению Германии, Мадер переместил их в сейф и всегда держал ключ при себе. Только в конце 1980-х Вилли Мадер наконец рассказал своему сыну, как он начал эту цепочку передач. После десятилетий молчания на прошлой неделе Уве Мадер наконец решил, что пришло время отдать эти пергаменты.
Город Герлиц, который недавно завершил реконструкцию синагоги, заявил, что планирует работать с региональными еврейскими лидерами над разработкой плана демонстрации или возможного восстановления фрагментов. «Новая синагога» Герлица, построенная в 1911 году, – единственная в Саксонии, сохранившаяся после Хрустальной ночи. Прошлым летом она была повторно открыта как молитвенный дом и место для межконфессиональных встреч. Сообщается, что в настоящее время в Герлице проживает около 30 евреев. Некоторые местные еврейские лидеры и активисты были возмущены заявлением о том, что фрагменты были переданы городу, а не непосредственно представителям еврейской общины. Но Жолт Балла, государственный раввин Саксонии и первый военный раввин в Германии за сто лет, после разговора с мэром города Октавианом Урсу, который состоялся 17 декабря, заявил JTA, что он сохраняет оптимизм в отношении будущего свитков.
«На следующей неделе мы будем обсуждать стратегии дальнейших действий», – заявил Балла. По сообщению «Saschsiche Zeitung», наблюдатели были потрясены, когда городской архивист Зигфрид Хохе 16 декабря выложил четыре фрагмента на стол в мэрии. В заявлении Урсу говорится, что он «благодарен за то, что получил такое ценное историческое сокровище для нашего муниципального архива», и что город «подготовит их для публичного экспонирования в тесном сотрудничестве с представителями евреев Саксонии».
Премьер-министр земли Саксония Михаэль Кречмер заявил, что эти фрагменты были «как дверь в историю Герлица прошлых десятилетий, которая теперь открывается». Председатель местной еврейской общины и кантор Алекс Якобович 17 декабря осмотрел пергаменты. Он рассказал JTA, что некоторые из них «находятся в относительно хорошем состоянии и могут быть использованы в будущем Свитке Торы, объединяющем старое и новое. Другие уже непригодны для использования, и их следует либо похоронить в генизе, либо передать на постоянную выставку в синагоге Герлица».