Новости

Фотография во время Холокоста: противоположные взгляды

18 апреля 2023, 17:00 История
Поделиться

В эпоху нацизма фотографии использовались как для пропаганды, так и для документации, пишет журналист «Deutsche Welle» (включена в список СМИ-иноагентов) Торстен Ландсберг.

Выставка «Вспышки памяти» исследует решающую роль среды. Во времена роста антисемитизма и в условиях, когда число оставшихся в живых жертв Холокоста быстро сокращается, повышение осведомленности об ужасах, через которые они прошли, остается одной из основных обязанностей человечества. Музеи в равной степени сталкиваются с задачей поиска новых способов поддерживать интерес публики к изучению сложных фактов.

«Вспышки памяти: фотография во время Холокоста» — это выставка, в которой прошлое успешно связано с настоящим. Поколение «Инстаграма» (управляющая социальной сетью компания «Meta» признана в РФ экстремистской организацией), привыкшее видеть хорошо подобранные фотографии с самооптимизацией, которые идеально поставлены и улучшены с помощью фильтров, откроет на этой выставке, что фотография во времена нацизма уже использовалась как инструмент для манипулирования общественным мнением, но также служила в качестве важных документов о зверствах для последующих судебных процессов над военными преступниками.

Разоблачение «манипулятивной силы» камеры «Вспышки памяти: фотографии во время Холокоста», впервые показанная в «Яд Вашем», Всемирном центре памяти жертв Холокоста в Иерусалиме, теперь впервые покинула Израиль и в настоящее время представлена в Берлинском музее фотографии. «Камера с ее манипулятивной силой имеет огромное и далеко идущее влияние», — отметила директор отдела музеев «Яд Вашема» Вивиан Уриа в 2018 году, когда выставка впервые открылась. Хотя «фотография делает вид, что отражает реальность такой, какая она есть, на самом деле это ее интерпретация», — заметила она.

Выставка, состоящая из трех частей, предлагает три разных ракурса: через фотографии, сделанные нацистами, фотографии, сделанные фотографами – евреями, и фотографии, сделанные солдатами армий, освобождавших Германию от нацистов. Нацистская газета «Der Stürmer», разжигавшая антиеврейское недовольство с 1920-х годов, напечатала, например, фотографии евреев, сидящих вместе в пивной, и обвинила их в заговоре. Она даже использовала портреты детей, чтобы заявить, что у евреев якобы есть низменные инстинкты. Начиная с 1932 года яростно антиеврейский таблоид начал использовать подзаголовок «Немецкий еженедельник в борьбе за правду». Во время войны пропагандистская газета публиковала присланные солдатами вермахта фотографии, сделанные в гетто в оккупированной Польше, с антисемитскими комментариями.

Еврейские фотографы также снимали в гетто; они были наняты так называемыми юденратами (еврейскими советами). Эти еврейские муниципальные администрации были назначены оккупантами и должны были проводить нацистскую политику. Эти фотографии были направлены на то, чтобы задокументировать, насколько «эффективно» управлялись гетто, в то время как советы фактически были вынуждены передавать местных евреев на принудительные работы или депортацию в концентрационные лагеря. Обширная фотодокументация была направлена на то, чтобы доказать нацистам, что еврейский труд незаменим. Несмотря на прямое запрещение юденратов, некоторые из уполномоченных фотографов использовали свои камеры с риском для жизни, чтобы задокументировать страдания и ужас в гетто.

Хенрик Росс, фотографировавший Лодзинское гетто, сказал, что он знал, что члены его семьи будут подвергнуты пыткам и убиты, если его поймают за фотографированием. Между тем нацисты опирались на антисемитские стереотипы, изображая гетто как производственные предприятия, где «ленивых евреев» учат работать.

Выставка демонстрирует дисбаланс между мощной индустрией нацистской пропаганды в средствах массовой информации, включая искусно поставленные фильмы Лени Рифеншталь, и усилиями горстки людей, которые рисковали своими жизнями, пытаясь исправить ситуацию. «Это исключительный пример человеческой воли», — заявила Вивиан Уриа. Некоторые из этих фотографий избежали уничтожения, будучи закопанными или спрятанными, и позже они послужат доказательствами в судебных процессах по делам о военных преступлениях нацистов.

Фотографии союзников служили своим целям

Другой раздел выставки посвящен фотографиям солдат союзников. Освобождая концлагеря, они документировали ужасы Холокоста. Благодаря их фотографиям груд трупов или чрезвычайно истощенных тел, выживших уже нельзя было отрицать истребления людей. Мучительные и тревожные фотографии союзников, естественно, относятся к категории фотографий, сделанных «хорошими парнями». Но все же следует отметить, что их фотографии иногда служили и другим целям: многочисленные кадры людей за колючей проволокой в концентрационном лагере Аушвиц, ожидающих освобождения, были инсценированы перед камерами. Культовое изображение солдата Красной Армии, размахивающего советским флагом на крыше здания Рейхстага 2 мая 1945 года, в день капитуляции Берлина, служит известным примером того, как постобработка может испортить документальную силу исторической фотографии. Сделавший кадр советский красноармейский фотограф Евгений Халдей стер с негатива фотографии вторую пару наручных часов солдата, так как это было признаком мародерства, а освободителей нельзя было подозревать в мародерстве. Позже советское информационное агентство добавило к кадру клубы дыма, затемнив его и увеличив флаг, чтобы придать изображению больше драматизма.

Выставка освещает манипулятивную силу изображений, сделанных всеми сторонами и продлиться до 20 августа 2023 года.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции