Физик Марсело Глейзер о получении Темплтоновской премии: «Наука не убивает Б-га»
Ежегодная Темплтоновская премия, которой отмечается выдающийся вклад в «утверждение духовного измерения жизни», 19 марта была присуждена уроженцу Бразилии Марсело Глайзеру – физику-теоретику, что стало демонстрацией того факта, что наука и религия, не враги.
60-летний Глейзер, профессор физики и астрономии, в специализацию которого входит космология, родился в Рио-де-Жанейро и работает в Соединенных Штатах с 1986 года. Агностик, он не верит в Б-га, но отказывается полностью списывать вероятность его существования. «Атеизм несовместим с научным методом», – сказал Глейзер AFP в интервью из Дартмутского колледжа, университета, расположенного в штате Нью-Гемпшир, где он преподает с 1991 года.
«Атеизм — это вера в неверие. Таким образом, вы категорически отрицаете то, против чего у вас нет доказательств». «Я буду непредубежденным, потому что понимаю, что человеческие знания ограничены», – добавил он.
Премия финансируется Фондом Джона Темплтона – филантропической организацией, названной в честь американского пресвитерианина, который разбогател на Уолл-стрит, и, как выразился The Economist, решил «искать доказательства божественного волеизъявления во всех областях науки». Глейзер присоединяется к списку лауреатов премии, присуждаемой с 1973 году, в числе которых — Десмонд Туту, Далай-лама и советский писатель-диссидент Александр Солженицын. Денежная составляющая премии в 1,1 миллиона фунтов стерлингов (1,5 миллиона долларов) значительно превосходит вознаграждение нобелевской премии.
Его деятельность была сосредоточена на том, что бы сделать сложные предметы доступными. Он писал об изменении климата, Эйнштейне, ураганах, черных дырах и человеческом сознании — прослеживая связи между физическими и гуманитарными науками, включая философию. Глейзер, автор пяти англоязычных книг и сотен статей в блогах и СМИ в США и Бразилии, также подробно исследовал, как наука и религия пытаются ответить на вопросы о происхождении жизни и Вселенной.
«Первое, что вы видите в Библии, это история сотворения мира», – сказал он. Какой бы ни была ваша религия, «все хотят знать, как появился мир». Это фундаментальное любопытство объединяет науку и религию, хотя они дают разные ответы: у науки есть методология, которая отсеивает гипотезы. «Наука может дать ответы на некоторые вопросы, вплоть до определенного момента», – отметил Глейзер. «Этот вопрос давно освещается в философии, где это называется проблемой первопричины: там мы застряли», – сказал физик, отец пятерых детей. «Мы должны иметь смирение, чтобы признать, что вокруг нас есть тайна».
Итак, что он думает о людях, которые верят, что Земля была создана за семь дней? «Они позиционируют науку как врага … потому что у них очень устаревшее представление о науке и религии, в которых все ученые пытаются убить Б-га», – сказал он. «Но наука не убивает Б-га». С другой стороны, он обвиняет «новых атеистов» в том, что они оказывают науке медвежью услугу, делая врага из религии: в частности, он обвиняет в этом британского ученого Ричарда Докинза, который призывал арестовать папу Бенедикта XVI за педофилию – и покойного журналиста Кристофера Хитченса, который критиковал Мать Терезу.
Для Глейзера, выросшего в еврейской общине Рио, религия — это не просто вера в Б-га: она дает чувство идентичности и общности. «Так живет, по крайней мере, половина населения мира», – сказал он. «Ученые очень самонадеянно делают такие заявления, не понимая социальной важности системы верований». «Когда вы слышите, как очень известные ученые делают заявления о том, что… космология полностью объяснила происхождение Вселенной, и нам больше не нужен Б-г, это полная чушь», – добавил он. «Потому что мы еще вообще не объяснили происхождение Вселенной».