Фильм «Город» рассказывает нерассказанные истории евреев Салоник во время Второй мировой войны
Сосредоточив свой взгляд на практически нерассказанной истории зверств, совершенных против еврейского населения Салоник во время Второй мировой войны, Силлас Цумеркас и Христос Пассалис 15 февраля представят фильм «Город» в рамках конкурсной программы «Встречи» Берлинского кинофестиваля, пишет журналист «The Variety» Кристофер Вурлиас.
Разделенный на шесть эпизодов, фильм рассказывает историю еврейской общины Салоников с первой половины 20-го века до наших дней, где современная жизнь отражает город, который насильственно и безвозвратно потерял свой мультикультурный характер практически за одну ночь. Режиссеры заявили, что оба они – уроженцы Салоников, покинувшие город, когда им было за двадцать, хотели сосредоточиться на том, что Цумеркас назвал «слепым пятном» в их воспитании, где практически не упоминались страдания и почти полное уничтожение еврейской общины города.
«Для нас это одновременно и возвращение домой, и акт эксгумации в смысле воскрешения мертвых в городе», — заметил он. Расположенный на древнем перекрестке Востока и Запада, второй по величине город Греции на протяжении веков был культурным «плавильным котлом». В 15 веке сефардские евреи, изгнанные из Испании, поселились в Салониках, которые тогда были частью Османской империи, много веков помогая формировать культурную и экономическую жизнь города. На рубеже 20-го века евреи составляли примерно половину населения города. Однако во время Второй мировой войны десятки тысяч евреев были депортированы из Салоников в концентрационные лагеря; по некоторым оценкам, было убито около 97% еврейского населения города.
Не только зверства, но и роль, которую сыграли греческие коллаборационисты, являются горьким фактом, который, по словам режиссеров, никогда полностью не признавался ни греческими властями, ни обществом в целом. Это причина, по которой «Город» плавно перемещается между прошлым и настоящим. «Мы подумали, что это будет интересная идея, визуально и философски, чтобы нацистские солдаты гуляли по современным Салоникам. Мы хотели, чтобы история была в фильме движущей силой, а не фоном», — рассказал Пассалис. «Эти пласты истории, в первую очередь, присутствуют по всему городу. А также, поскольку это трагическое событие не было признано, все еще есть воспоминания, которые необходимо признать. Они живут в повседневной жизни». «Мы хотели создать этот диалог между современным и историческим», — добавил Цумеркас.
Включающий в себя элементы как документального, так и художественного, «Город» также был в центре внимания инсталляции, установленной на Альтернативной сцене Греческой национальной оперы в Салониках прошлым летом. Фильм, который продает «Syndicado Film Sales», является производством Греческой национальной оперы и компании «Homemade Films» в сотрудничестве с Международным кинофестивалем в Салониках, чей художественный руководитель Орестис Андреадакис курировал инсталляцию.
Цумеркас и Пассалис сотрудничают уже более десяти лет, с тех пор как последний — ветеран театра и кино, соучредитель труппы «Blitz Theatre Group» — появился в дебютном фильме Цумеркаса «Родина», премьера которого состоялась на Венецианской неделе критиков в 2010. Он также снялся в режиссёрском «Чуде Саргассова моря», премьера которого состоялась в 2019 году в Берлине. Вернувшись на фестиваль впервые с тех пор, Цумеркас сказал, что надеется, что Берлинале предложит глобальную платформу для мрачного эпизода, который в значительной степени был стерт из коллективной памяти о Холокосте. «Это фильм на греческом языке, и это греческий фильм. Но я думаю, что он также очень важен в более глобальном смысле», — заявил он. «Это часть нашего сознания о том, что произошло в те годы».