Филистимляне оказались потомками выходцев из Европы
Филистимляне, по-видимому, были потомками переселенцев европейского происхождения, которые появились в Леванте 3,3–3,1 тысячи лет назад, сообщается в Science Advances. Но, как обнаружили палеогенетики, через два века европейское «наследство» сменяется смешанным левантийско-иранским.
Филистимляне жили на территории современного Израиля начиная примерно с XII века до нашей эры. Они неоднократно упоминаются в Ветхом Завете, а также в ассирийских и египетских источниках. У филистимлян не было централизованного государства, они основали коалицию из пяти городов-государств: Ашкелон, Ашдод, Геф, Экрон и Газа. Происхождение этого народа до сих пор неизвестно. Некоторые исследователи считают, что они были выходцами из Греции или Анатолийского побережья, другие предполагают, что они мигрировали с Кипра или Киликии, либо из других регионов Восточного Средиземноморья.
До недавнего времени генетический материал филистимлян не был доступен, поэтому прояснить их происхождение было невозможно. Однако в 2016 году археологи нашли в Ашкелоне кладбище филистимлян, а на нем останки 160 человек. Немецким и американским палеогенетикам во главе с Йоханнесом Краузе из Института мировой истории Общества Макса Планка удалось выделить ДНК и секвенировать митохондриальные и ядерные геномы 10 человек, которые жили 2,8–3,7 тысячи лет назад, во время бронзового и железного веков. В качестве референтных ученые взяли опубликованные геномы 638 древних европейцев, жителей Северной Африки, территории современных Ирана и Армении, а также геномы 4943 современных жителей планеты из 298 популяций.
Оказалось, что в бронзовом веке жители Ашкелона генетически были похожи на других левантийцев и на жителей территории современного западного Ирана. Но в конце бронзового или начале железного века (3,3-3,1 тысячи лет назад) в Ашкелоне появилась волна мигрантов, возможно, выходцев из Европы. Эти люди генетически были похожи на европейских мезолитических охотников-собирателей. По времени эта волна совпала с появлением в Леванте филистимлян и подтверждается археологическими доказательствами и историческими источниками. Но максимум через два века европейское «наследство» исчезло из генома жителей Ашкелона и его сменило левантийско-иранское.
«Наши данные начинают заполнять бреши на генетической карте Южного Леванта», — говорит Йоханнес Краузе. «В то же время, с помощью сравнительного анализа ашкелонского генетического временного разреза мы обнаружили, что генетика людей раннего железного века отражает уникальные культурные особенности».
Пару лет назад палеогенетики выяснили происхождение другого древнего средиземноморского народа, хананеян. У них оказалось местное и иранское происхождение, а потомками хананеян оказались современные ливанцы.