Новости

Фестиваль «Международные дни еврейской музыки» возвращается в Германию

21 ноября 2022, 13:00 культура
Поделиться

Роль, которую сыграли евреи в немецкой культуре на протяжении веков, занимает центральное место в размышлениях о ежегодном фестивале «Международные дни еврейской музыки», который в этом году проходит в различных местах Германии с 21 по 27 ноября, пишет журналист «The Jerusalem Post» Барри Дэвис.

Он был основан в 1994 году жителем Гамбурга Томасом Хуммелем с серьезными целями. «Мы организовали Дни еврейской музыки как ответ на весь этот антисемитизм в Германии», — заявил он. «Каждый день нам нужно больше людей, чтобы выступать против антисемитизма, представлять и показывать еврейские традиции, еврейскую культуру, еврейскую музыку». В программе следующей недели концерты в синагогах, разбросанных по всей Германии. В городах таких как Берлин, Ставенхаген на севере страны, Вюрцбург в Баварии, и Гёрлиц на востоке, прямо на границе с Польшей. Синагога Герлица была построена между 1909 и 1911 годами в стиле модерн. Она чудом пережила поджог во время «Хрустальной ночи», получив лишь незначительные повреждения из-за того, что местные пожарные по какой-то причине проигнорировали приказ дать синагоге сгореть. Реставрационные работы в здании начались в 1991 году, а официальное открытие синагоги состоялось в июле прошлого года в присутствии президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. В сентябре прошлого года на крыше был установлен новый магендовид. Хуммель считает, что «элемент странствия» обеспечивает значительную дополнительную ценность способности фестиваля оказывать желаемый эффект и доносить до немецкого населения информацию о многовековой местной еврейской культуре. «Я хочу расширить этот проект на всю Германию. Это только начало», — отмечает он. Учитывая, что Хуммель уже 29 лет занимается распространением еврейской культуры по стране, можно предположить, что у него есть мощный плацдарм для продолжения развития фестиваля.

Германия поддерживает фестиваль

Кажется, что за Хуммелем стоит государство. «Министерство внутренних дел, правительство Германии оказывают для этого всю финансовую поддержку», — заявил он. В Министерстве внутренних дел есть уполномоченный по еврейской жизни в Германии и борьбе с антисемитизмом. Действующий уполномоченный – доктор Феликс Кляйн. Это еще не все. В каждой из 16 земель Германии есть свой уполномоченный. Это звучит обнадеживающе, особенно с учетом ситуации в соседней Австрии, где власти продолжают медлить с решением вопроса о не слишком отдаленном темном прошлом страны. Что касается чисто развлекательных мероприятий, Хуммель собрал роскошный и разнообразный пакет развлечений для любителей культуры по всей Германии. Недельная программа включает в себя канторскую музыку, хасидские мелодии, оперетты, песни на идише, джаз и, конечно же, клезмер. Уровень развлечений должен подскочить на пару ступеней в последний день фестиваля, когда к нему присоединится 70-летний телеведущий, актер, певец, писатель и театральный режиссер Илья Рихтер в программе «Грюнвальд на Востоке». Рихтер, чья мать-еврейка и отец-коммунист пережили Холокост, приглашает свою аудиторию в «музыкально-литературное путешествие в немецко-еврейский Иерусалим». Основное внимание уделяется Рехавии, которая зародилась в 1920-х годах. С годами этот район Иерусалима стал домом для многих немецких эмигрантов и служил оплотом культуры бывшей родины. Рихтер приправляет свои собственные тексты несколькими подходящими мрачно-юмористическими шансонами еврейского кабаре-артиста австрийского происхождения, сатирика, композитора и писателя Георга Крейслера в сопровождении Гарри Эймера на фортепиано.

Кто собирается выступить на фестивале?

Фестиваль начнется в Синагоге на Песталоцциштрассе в Берлине концертом «Огни мира». Квартет «Нигун» должен начать фестиваль со своим хасидским грувом, приправленным фанком, балканскими ритмами и танцевальными ритмами джунглей, а также атмосферой еврейского мистицизма. Затем события переходят в более литургическую плоскость, когда на сцену в сопровождении органиста выйдет немецкий кантор аргентинского происхождения Исидоро Абрамович. Затем фестиваль направится на север к Ставенхагену и острову Узедом, который находится на территории Германии и Польши. Виолончелистка Эмилия-Виктория Ломакова и скрипачка Нога-Сарай Брухштейн сыграют концерт «Еврейская жизнь в музыкальных образах» с произведениями, которые были в моде в еврейской общине Германии до Второй мировой войны. 22 ноября в отеле «Кайзерхоф» в Зеебад-Херингсдорф на Узедоме состоится показ фильма 2019 года «Песнь имен». Фильм, в котором снимались Тим Рот и Клайв Оуэн, рассказывает о друзьях детства из Лондона, жизнь которых изменилась во время Второй мировой войны, и основан на романе британского музыкального журналиста и писателя Нормана Лебрехта. Сам Лебрехт прочтет отрывки из своей книги.

Затем фестивальный караван катится на юг, в Гёрлиц, где клезмерско-свинговый квартет Романа Гринберга предлагает публике в синагоге ощутить колорит горько-сладкого духа «самых красивых песен на идише из местечка и большого города». Затем известная американская оперная певица Элен Шнайдерман вместе с пианистом Гетцем Пайером выступят в еврейской общине и культурном центре «Шалом Европа» в Вюрцбурге с программой «Еврейские драгоценности из музыки на идиш».

Хуммель явно сделал все возможное, чтобы охватить как можно больше областей и просветить немцев-неевреев о некоторых культурных сокровищах, которые они упустили после Холокоста. При этом, сам Хуммель, родившийся в 1968 году, осознал леденящий душу багаж своей страны фактически только в 1980-х годах. «Я был в хоре мальчиков, и у нас были концерты по всей Европе. Мой друг по хору посетил Аушвиц. Он дал мне книгу, которую привез оттуда. И я все это увидел — изображения очков и золотых зубов и все такое. Я был очень, очень шокирован», — вспоминает он. Хуммель и его одноклассники получили некоторое представление о Холокосте, но только когда он начал размышлять о том, как могут развиваться события в Германии, он начал действовать. «Я думал, что когда я стану отцом, мои дети вырастут, и тогда они спросят меня, что я сделал, чтобы бороться антисемитизмом. Я думаю, что важно найти энергию и действительно что-то делать. Можно просто сказать, что это было плохо. Но вы должны спросить: «Что я могу сделать?»»

Будучи обученным альтистом, Хаммель, естественно, стремился к созданию мероприятия, которое отдавало бы должное еврейской культурной деятельности. «Я сказал, что занимаюсь музыкальным бизнесом, поэтому давайте устроим музыкальный фестиваль против антисемитизма».

Как появился фестиваль?

И так оно и случилось. Первый фестиваль в 1994 году прошел в церкви. «Это было немецко-еврейское сотрудничество в области камерной музыки», — вспоминает Хуммель. В программе были представлены произведения израильских композиторов Ноама Шерифа и Пауля Бен-Хаима, а также несколько сонат Мендельсона. Места проведения включали и Узедом, что побудило Хуммела покопаться в местных анналах, особенно о тех временах, когда его собственные бабушка и дедушка были живы. «Это был мой первый контакт с этим местом. Позже я изучил историю острова и обнаружил, что, во-первых, он был очень еврейским. Многие евреи владели отелями на острове, и были кошерные рестораны». «Затем наступили темные времена с нацистами. Они выгнали всех евреев и сказали, что у нас там нет евреев, так что вы (арийские немцы) можете хорошо отдохнуть». Если использовать краткую нацистскую терминологию, Узедом был «Юденфрай». «Мне было странно видеть остров, гордившийся тем, что он «юденфрай», свободный от евреев».

Хуммель соглашается с положительной стороной взглядов Йоханнеса Мюллера на роль, которую евреи сыграли в эволюции Германии. «Еврейская культура является частью немецкой культуры», — утверждает он. «Еврейская жизнь началась здесь, недалеко от Кельна. В прошлом году мы отметили 1700-летие еврейской истории в Германии». Конечно, на этом длинном пути было много мрачных мест, среди множества других несправедливостей евреям запрещалось жить в Кельне или их запирали внутри городских стен после захода солнца. «В Вюрцбурге, например, вы видите музей и видите информацию о еврейском погроме. И было это в 13 веке. Было что-то вроде чумы, и много людей умерло, и они сказали: да, это из-за евреев». Это слишком знакомое клише. «Они взяли всех евреев и всех сожгли. Так что антисемитизм — это не что-то новое».

Несмотря на его большой интерес к этой области, Хуммелю потребовалось некоторое время, чтобы узнать о некоторых проступках, совершенных его предками. «Я не узнал об этом в школе, — продолжает он. «Я узнал об этом только в прошлом году в музее. Это было сотни лет назад. Очень важно рассказать всю историю».

В концерте «Еврейские драгоценности из музыки на идиш» в Вюрцбурге примет участие президент Центрального совета евреев Германии и председатель еврейской общины Вюрцбурга Йозеф Шустер. Хуммель хочет не только распространять информацию о еврейской культуре в Германии, но и старается исполнять там произведения, незнакомые подавляющему большинству посетителей фестиваля. «Я хочу исполнять музыку особых композиторов, которые не играют каждый день, таких как Бен-Хаим и другие. Есть песни гетто, но есть так много разных видов еврейской музыки». Идея состоит в том, чтобы не только расширить фестивальный репертуар, но и привлечь постоянно расширяющиеся круги немецкой публики, чтобы показать им часть красоты, созданной немцами и другими евреями. «Фестиваль мог бы быть намного масштабнее», — заметил Хуммель. «Я хочу охватить гораздо больше людей в разных городах. Мы приходим в школы и проводим семинары с классами. Возможно, мы сможем поехать в другие страны. Но нужно время, чтобы нарастить потенциал. Я надеюсь, что в ближайшие 10 лет у меня будет нечто большее».

У Хуммеля явно много работы; но пока что на следующей неделе в Германии будет представлено множество еврейских музыкальных жемчужин.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции