Еврейская община Мадрида подписала договор аренды здания для музея за 40 миллионов долларов
Еврейская община Мадрида подписала аренду здания, в котором, по ее словам, вскоре будет работать первый крупный еврейский музей в Испании и на иберийском полуострове, пишет журналист «The Times of Israel» Канаан Лидор.
Здание на Calle Castelló 21 в фешенебельном районе Саламанка в Мадриде принадлежит компании «Madrid Metro» и состоит из трех промышленных складов площадью около 2000 квадратных метров. Арендная плата составляет около 720 000 долларов в год, и, как сообщил «The Times of Israel», президент еврейской общины Мадрида Дэвид Хэтчвелл Алтарас, община намерена заплатить 20 миллионов долларов авансом, чтобы покрыть арендную плату и налоги на ближайшие 20 лет.
Здание имеет столетний фасад, разработанный известным архитектором Антонио Паласиосом. Но интерьер придется переделать еще на 20 миллионов долларов, рассказал Хэтчвелл, председатель Испано-еврейского фонда, некоммерческой организации, которая с 2016 года работает над открытием музея, который она планирует назвать Испано-еврейским музеем Мадрида.
Новый музей, строительство которого займет не менее двух лет, будет посвящен вкладу сефардского наследия в культуру Испании и, соответственно, всего испаноязычного мира. «Мы хотим, чтобы музей заставлял людей задавать вопросы не только о евреях, но и о самих себе», — заявил Хэтчвелл, отметив генетическое, а также культурное влияние, которое испанские евреи оказали на общество. «Это будет не классический музей, а музей, побуждающий к путешествию», — заметил он. «Генетический анализ показывает, что по крайней мере 20% населения Пиренейского полуострова имеют сефардское происхождение, что соответствует тому, что мы знаем, а именно тому, что многие тысячи евреев, которые были вынуждены обратиться в христианство, на протяжении веков сливались с населением в целом».
В Музее истории Барселоны есть экспозиция, посвященная некогда влиятельной еврейской общине этого города. В Испании есть несколько небольших еврейских музеев, в том числе в Пальма-де-Майорке. Но ни в ней, ни в соседней Португалии, где местные евреи тоже работают над созданием крупного еврейского музея, нет таких учреждений масштаба, сравнимого с парижскими, амстердамскими, берлинскими и московскими. Хэтчвелл хочет, чтобы это изменилось, но без государственного финансирования. «Мы хотим независимости, и этого можно добиться, только если мы построим его сами», — заявил он «The Times of Israe»l. Он добавил, что деньги на аренду и строительство поступят от диверсифицированного пула доноров в Испании и за ее пределами.
В Испании, в которой до прихода испанской инквизиции проживало не менее 250000 евреев, сегодня их около 40000. «Может показаться странным, что в Испании, колыбели еврейской культуры и философии, нет еврейского музея, который мы привыкли видеть в других крупных европейских столицах. Но инквизиция, начавшаяся в 1492 году, только формально закончилась в 19 веке». Когда еврейская жизнь возобновилась в Испании, которая до 1975 года была диктатурой с прокатолическими тенденциями, «у лидеров еврейских общин не было времени и ресурсов для грандиозных проектов: они открывали синагоги и открывали еврейские школы», — рассказал Хэтчвелл. «Всему свое время, и теперь, наконец, пришло время для крупного еврейского музея в Испании».