Новости

Евреи Венгрии отпразднуют Хануку на центральном ледовом катке страны

11 декабря 2017, 19:00 ханука
Поделиться

Открытый ледовый каток – самый крупный в Центральной Европе – в центре Будапешта уже почти 150 лет является неотъемлемой частью празднования Рождества в Венгрии.

Растянувшийся на 3,5 гектара между площадью Героев и замком Вайдахуньяд, каток в Будапештском городском парке каждый зимой привлекает сотни тысяч посетителей со всей страны. Они приходят на рождественский рынок, зимний фестиваль и на зимнее катание. Это огромная и чрезвычайно популярная достопримечательность, поэтому каток в Городском парке занят почти каждый день рождественскими гуляками. Исключение, однако, составляет первая ночь Хануки.

В первый вечер Хануки каток заполняют сотни евреев. Они собираются, чтобы петь ханукальные песни, смотреть на раввинов на коньках, зажигающих большую менору, созданную местным отделением Хабада EMIH. Благодаря будапештскому спонсору они арендуют каток за 12 000 долларов и распределяют суфганийот и чай среди участников праздника, купивших билеты.

Традиция празднования Хануки в городском парке появилась чуть более десяти лет назад, и это необычно, потому что это одно из немногих мест Европы, где прижилась традиция североамериканской «Хануки на льду». В США раввины Хабада каждый год организуют десятки празднований Хануки на льду с торжественным зажжением свечей, поеданием ханукальных деликатесов и катанием на коньках, с играми для детей и тренировками для неопытных.

Но в Будапеште это событие является частью более широкого «выхода на публику» еврейских общин бывшего коммунистического блока, где после многих лет соблюдения своей традиции в условиях подполья евреи теперь празднуют Хануку открыто. «Ханука в Будапеште ранее была сдержанной, как и все остальное, связанное с иудаизмом во время социализма, – сказал раввин Борух Оберландер, один из первых создателей традиции празднования Хануки на льду в Будапеште. Тогда евреи опасались, что публичное соблюдение любой религии – и особенно иудаизма — это повод для преследований. «Но для иудаизма не хорошо, когда его праздники скрыты, – добавил он, потому что это заставляло людей оставлять традицию. Десятилетия религиозных преследований на протяжении всего периода советского влияния усугубили нацистское опустошение. Ничего не зная о своем еврейском наследии или стыдясь его, евреи этой части мира ассимилировались, дистанцировались от иудаизма и рожали детей, которые больше не считали себя евреями.

На этом фоне Ханука имеет особое значение в посткоммунистическом мире, сказал раввин Оберландер, родом в Бруклина, который обосновался в Будапеште 28 лет назад как посланник Хабада. Оберландер не просто ссылается на публичные мероприятия на катках – существует также давняя практика размещения ханукальных восьмисвечников на подоконнике, именно для того, чтобы все их видели. «Смысл этого — не скрывай!» – сказал он JTA.

53-летний Оберландер сам не катается на коньках, объяснив, что он «не очень хорош в этом». Но в его общине мероприятие является одним из самых популярных, поскольку оно сочетает в себе сезонное развлечение, спорт и религиозную церемонию в веселой, семейной обстановке.

Его интерпретацию того, как евреи должны праздновать Хануку, разделяют многие раввины по всему миру – в частности, хабадские раввины, которые публично зажигают ханукальные меноры на центральных площадях крупных городов. Например, в Нью-Йорке проходят два таких масштабных события, конкурирующих между собой за звание крупнейшей в мире меноры: на Манхэттене и в Бруклине. Такие мероприятия вдохновляют евреев мыслить масштабно и в Западной Европе, завершив тем самым период, когда общины, пострадавшие от Холокоста, избегали инициатив, рекламирующих иудаизм.

Например, с 2013 года в Нидерландах главный раввин и посол Израиля поднимаются для зажигания 11-метровой меноры с помощью крана. Такая менора, построенная для еврейской общины христианами-сионистами, считается самой большой в Европе. В Берлине гигантская менора зажигается у Бранденбургских ворот. Также растущей в Европе тенденцией является проведение Хануки на льду. Такие празднества можно наблюдать в Будапеште, Москве и Лондоне, а также традиция перекинулась и в Соединенные Штаты, где такое празднование проходит в этом году от крупнейшего катка в Центральном парке Нью-Йорка до Сан-Матео, штат Калифорния.

В Москве популярное празднование Хануки на льду, появившееся в 2012 году, затмевается по-видимому самым крупным празднованием Хануки в Европе: ежегодным собранием 6 000 евреев в Государственном Кремлевском дворце на праздничный вечер, в ходе которого еврейская община вручает премии за минувший год. Организаторы говорят, что место встречи важно для них по символическим причинам, потому что именно оно было местом инициирования некоторых из худших антисемитских законов в мире после падения нацистской Германии.

В Будапеште летом проходит еврейский культурный фестиваль Judafest, который проводится уже в течение десяти лет подряд. Он привлекает тысячи евреев и неевреев в исторически еврейский седьмой округ города для занятий, мероприятий и выставок, связанных с еврейской кулинарией, танцами и идишем, а также является примером того, как евреи возвращают свое место в обществе.

Участники празднований отмечают, что есть что-то особенное в праздновании Хануки на льду. «Я думаю, этот праздник указывает на разницу поколений, когда молодые люди не сомневаются в том, чтобы участвовать в событии, которое празднуют публично, не скрывая свою еврейскую идентичность, – сказала JTA 30-летняя Эстер Фабрицки, регулярно посещающая мероприятие. – Пожилые люди, пережившие Холокост, передали элемент страха своим детям, но не своим внукам». Фабрицки сказала, что ее отец «волнуется из-за моего желания сделать моему сыну обрезание, если у меня будет сын, потому что тогда он мог бы быть евреем». Пока у нее нет детей, сказала она, добавив: «У меня нет таких мыслей, я живу довольно комфортной еврейской жизнью». Несмотря на разницу в поколениях, Фабрицки сказала, что она и ее мать объединились для посещения Хануки на льду в городском парке Будапешта. «Я довольно религиозна, но моя мама нет, поэтому Ханука на льду – это то, где мы можем объединиться, потому что ей нравится кататься на коньках, а для меня важно соблюдать все еврейские праздники», – сказала Фабрицки.

Для 16-летней Сары Салаи Ханука на льду в Будапеште означает хорошее времяпрепровождение с ее отцом, Калманом, который является управляющим директором Фонда действий и защиты еврейской общины – местного эквивалента Антидиффамационной Лиги, которая фиксирует антисемитские инциденты. НСалаи добавила, что она «довольно хороший» фигурист. «Обычно там очень много людей, поэтому Ханука – это редкая возможность действительно кататься, не беспокоясь о том, чтобы натыкаться на людей», – сказала она.

Это событие объединяет евреев, обычно разделенных по линии религиозные-секулярные. Ханука имеет меньше ограничений, чем другие еврейские праздники, такие как Шаббат или Йом-Кипур. В раздробленной еврейской общине Венгрии, где межконфессиональная напряженность растет на фоне политики, проводимой националистическим правительством, Ханука на льду – это редкое перемирие, когда светские, религиозные, местные и израильские евреи откладывают свои разногласия на ночь веселья. Также Фабрицки отметила, что в это время есть «шанс увидеть раввинов на коньках».

JTA

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции