Новости

Евреи Марселя говорят о своей жизни с осторожным оптимизмом

16 января 2018, 11:00 Франция
Поделиться

В последние годы во Франции произошли многочисленные инциденты на почве антисемитизма. Самым ярким примером можно назвать захват и убийство заложников в кошерном продовольственном магазине в Париже, произошедший ровно три года назад. Атаки, подобные этой, – и нападение террориста в 2012 году на еврейскую школу в Тулузе, когда были убиты учитель и трое детей, – способствовали резкому увеличению числа французских евреев, делающих алию.

Однако на побережье Средиземного моря в Марселе совсем другое настроение. Третья по величине еврейская община Европы после Лондона и Парижа ведет жизнь осторожного оптимиста, что может показаться несовместимым с интересами других французских евреев. В городе существует еврейская община, насчитывающая около 80 000 человек, и история которой насчитывает уже много веков. Здесь более 50 синагог, школы, всевозможные организации и множеством кошерных магазинов.

Идея антисемитизма всегда лежит на поверхности — можно вспомнить зверские убийства продавца мобильных телефонов Илана Халими в Париже в 2006 году и 67-летней Сары Халими в окрестностях города Бельвилль в прошлом году. Но евреи Марселя утверждают, что такие инциденты не беспокоят их в повседневной жизни. «Я [открыто] живу здесь своей жизнью как еврейка, – сказала Сандрин, которая работает за прилавком в кошерной пекарне города. – Антисемитизм – это проблема, но не более, чем где-либо еще. Просто нужно проявлять бдительность». Эрик, местный мясник, соглашается: «Антисемитизм здесь, как и повсюду. Это может произойти в любое время. Но я люблю солнце и голубое небо, и когда я уезжаю, я всегда рад вернуться». «Настоящий антисемитизм –  ненависть – скрыта, – сказала Эдит, которая работает в Марсельском филиале CRIF, зонтичной организации, представляющей еврейские организации по всей стране. – В настоящее время все тихо, но это на заднем плане».

Многие жители, которые говорили с Jewish Chronicle, заявили, что по-прежнему существует необходимость в осторожности. 29-летний отец двоих детей оптик Майк посещал религиозную школу, носил кипу и однажды был жертвой нападения. «Трудно быть евреем в Марселе, – сказал он. – Вы можете жить как еврей, но вам нужно быть осторожным». По мнению 45-летней преподавателя английского языка Карине, эта необходимость осмотрительности является причиной гнева. Антисемитские инциденты часто преуменьшаются общественностью, сказала она, добавив: “Подумайте об убийстве Илана Халими и нападении на школу в Тулузе. Это неоспоримый контекст для нынешней французской алии.”

Но число французских евреев, эмигрировавших в Израиль, начало спадать после пика, последовавшего за нападениями 2015 года, и община снова растет. Недавно прибывший Иван, который работает в офисе, чрезвычайно позитивно относится к проживанию в Марселе. «Я здесь 18 месяцев и никогда не испытывал никакого антисемитизма, – сказал он. – Я чувствую, что могу очень легко говорить о еврейских проблемах».

Jewish Chronicle

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции